Редакционная статья

13.04.2016 10:02


Почему и вокруг чего сплачиваться

Почему и вокруг чего сплачиваться

В дни напряженных и кровопролитных апрельских боев наш народ сплотился без какого-либо призыва. Сплотился вокруг армии и переживал за воюющих на границе солдат и офицеров.

После четырехдневной войны «сплоченность» и «патриотизм» стали наиболее часто звучащими словами. В основном они используются искренне, но есть также группы демагогов, путающих причинно-следственные связи и невменяемых, которые можно встретить на политическом поле, в медиа-пространстве и в социальных сетях.

Почему невозможна представляемая Тер-Петросяном консолидация

Для оправдания частной встречи двух лиц и обеспечивающей формальный эффект их беседы преподносится одно обоснование – мы стоим перед внешним вызовом, Армении и Карабаху угрожает опасность, поэтому нужно сплотиться, и в переговорном процессе это должно проявиться в единстве позиций власти, оппозиции и общества.

Заметим, что в этом утверждении есть как философия, так и заблуждение с большой долей демагогии.

Демагогия нужна для придания встречи Левона Тер-Петросяна и Сержа Саргсяна военно-патриотического облика и сокрытия имеющего внутриполитический подтекст «диалога».

Заблуждение касается предстоящих после четырехдневной войны развитий, то есть переговоров.

Что же касается философии, то, согласно Тер-Петросяну, пока у нас нет открытых границ с Турцией и Азербайджаном, мы не можем развиваться. И дабы открыть их, нужно отказаться от удержания вопроса признания Геноцида армян в повестке внешней политики РА и принять предусловия Турции, связав армяно-азербайджанские отношения с армяно-турецкими, а также уступить Азербайджану территории, пригласить в регион миротворцев и даже смириться с неопределенной перспективой статуса Карабаха (вариант поэтапного решения 1997-го года именно в этом и заключался).

В основе исповедуемой лидером АНК идеологии лежит следующая философия: без урегулирования Карабахского конфликта и армяно-турецких отношений перспективы обеспечения безопасности, экономического развития и улучшения демографического положения Армении не существует, независимо от того, в чьих руках будет власть.

Именно на основе подобного мышления и предлагается поддержать Сержа Саргсяна на переговорах, что неприемлемо.

Исходя из той предпосылки, что вопрос Карабаха должен быть решен скорейшим образом (сегодня так называемое быстрое решение означает лишь односторонние уступки армянской стороны с неминуемой перспективой катастрофических развитий), Тер-Петросян призывает консолидироваться вокруг Сержа Саргсяна, чтобы он сумел вести успешные переговоры. Однако вопрос Карабаха в ближайшей перспективе не может быть решен путем переговоров. Это заблуждение, либо способ сокрыть «диалог» с Саргсяном во внутриполитических вопросах.

Кстати, все «диалогизированные» Сержем Саргсяном и подвергнутые им фотосессии обосновывали свое поведение интересами государства и граждан. Не было случая, когда клиент власти заявил бы, что призвал сплотиться вокруг Сержа Саргсяна для решения своих частных вопросов.

Помните, какие во время выборов 2008 года сценарии геополитического цунами преподносил Арташес Гегамян, обосновывая этим решение консолидироваться с Сержем Саргсяном с оппозиционных позиций и выступить против его оппонента Левона Тер-Петросяна?

До 1 марта 2008 года кое-кто еще из оппозиционного поля консолидировался с Сержем Саргсяном, обосновав свой шаг угрожающей родине со стороны Азербайджана большой опасности.

Словом, по-братски, оставьте ваши сказки для своих же.

Объединиться с «Егиазаром Айнтапци»… для чего?

Не нужно примитизировать нашу критику искусственных и имеющих внутриполитический подтекст призывов к «консолидации» ее сведением к сдаче или несдаче территорий. Даже если Тер-Петросян с Саргсяном очень захотят сдать территории посредством переговоров, все равно им это не удастся. Так что, опасений в этом плане у нас нет, поэтому необходимость в суемудриях отпадает.

Мы не говорим, что призыв к сплочению озвучивается для сдачи территорий. И верны те утверждения, что в вопросе сдачи консолидации быть не может, хотя нечто подобное и произошло в Израиле, когда политические силы страны, вопреки сопротивлению народа, отдали территории палестинцам, чтобы добиться успеха в переговорах, но результата не добились.

Текущие переговоры по Карабаху (если они состоятся) могут стать всего лишь хорошим инструментом прекращения обстрелов на границе, но не в состоянии привести к всеобъемлющему решению конфликта.

Конфликты вроде Карабахского не имеют простых и быстрых решений, тем более сразу после кровопролитных столкновений.

Напомним, что после соглашения о прекращении огня в 1994 году стороны договорились достичь в течение 30 дней полного решения проблемы. И эти тридцать дней длятся уже больше двадцати лет.

Мира и нормальных отношений с Азербайджаном можно добиться лишь в условиях определенного военно-политического и экономического паритета и соответствующей международной обстановки. А этого сейчас нет.

Действительно, внешние вызовы налицо. Имеется также необходимость консолидации. Но вокруг чего и кого она должна состояться? С чего вы взяли, что вокруг Карабаха сейчас развернутся молниеносные переговоры и почему мы все должны сплотиться вокруг Сержа Саргсяна, чтобы он сумел почувствовать себя сильным в этих мнимых переговорах в блиц-режиме? Нет ничего подобного.

Сейчас решение конфликта вошло в этап заморозки. Правда, Алиев пытается урвать у Армении новое соглашение о прекращении огня, в котором, в отличие от 1994-го года, не будет подписи Карабаха, но наши ребята ценой своей жизни предоставили бесталанной власти Армении возможность избежать этого шага, поскольку азербайджанский блицкриг, по большому счету, провалился, за что мы заплатили очень высокую цену, хотя, как выяснилось, могли и не заплатить, если бы были предприняты соответствующие меры.

Если Саргсян пойдет на переговоры в формате представляемого Алиевым соглашения, то ему нужно будет оказать не поддержку, а мощное организованное сопротивление, которое испугает его, усилит позиции Армении и Карабаха в переговорах и даст возможность не подписывать подобный антиармянский документ. Саргсяну на данном этапе нужно попытаться не нанести вреда – ожидание от него другого попросту невменяемо. Как минимум невменяемо.

Лишь в условиях серьезного давления Саргсян может чувствовать себя уверенным в текущих переговорах. Он должен знать, что любой неверный шаг может вызвать реакцию, и ценой этого может стать потеря властного кресла. Опыт показывает, что испугать его можно лишь вопросом удержания власти.

Например, на печально известную «футбольную» дипломатию Саргсян пошел во имя кресла. В тот момент Тер-Петросян призвал сплотиться вокруг Сержа Саргсяна, чтобы последний чувствовал себя уверенно в переговорах с Гюлем. И что? Получили позорные результаты. В плане удержания своей власти выиграл Саргсян, но пострадали Армения и Карабах – четырехдневная война и наши жертвы стали прямым следствием «инициативности», а это означает, что за наши потери не меньшую ответственность несет Тер-Петросян, который в идеологическом плане постоянно поддерживал «инициативность» Саргсяна в вопросах Карабаха и Геноцида армян.

Сейчас нас вновь призывают сплотиться вокруг Саргсяна, чтобы он вел успешные переговоры, полагая, что на предстоящих переговорах вопрос Карабаха будет решен и «Серго джан» наконец-то заживет хорошо. Повторимся, что это заблуждение.

Переговоры вокруг Карабаха длятся более двадцати лет, и в ближайшей перспективе переговорного решения не намечается, то есть конфликт, к сожалению, еще долго будет оставаться нерешенным. Следовательно, принятие главенства Сержа Саргсяна в переговорах означает принятие его в качестве руководителя страны на очень долгое время. То есть это сродни тому, что сделали любимые Тер-Петросяном эчмиадзинские монахи по части Егиазара Айнтапци.

Если Тер-Петросян избрал во внутриполитической жизни подобный «монашеский» путь, то это его выбор, но не нужно придавать его частному расчету патриотическую обертку, втягивать во всё это общество и втулять ему душещипательные формулировки на тему консолидации. Не будем забывать, чьим последним пристанищем является патриотизм.

Десятки погибших и раненых посылают нам совсем другой месседж. Мы должны сплотиться во имя изменений в стране, построения справедливой Армении, ликвидации экономико-политической монополии и пресечения разграбления.

Мы должны сплотиться для выхода из сегодняшнего позорного состояния, а не вокруг человека, вследствие деятельности или бездействия которого наши ребята оказались против вооруженного до зубов врага «с голыми руками».

Андраник Теванян

Последние материалы этого заголовка