-Какую бы Вы оценку дали нынешнему состоянию армяно-турецких отношений?
-Хотя с первого взгляда ситуация в связи с армяно-турецкими протоколами кажется спокойной, но на самом деле имеется напряженность как внутри страны, так и за ее пределами. К сожалению, даже без ратификации протоколов у нас уже есть потери. Есть международная организация, занимающаяся исследованием геноцида, президент которой Р.Смит недавно обратился к президенту страны и выразил свое недоумение в связи с положением о создании подкомиссии историков. И он это сделал по двум причинам. Первая - это то, что формулировка оскорбительна для тех многих специалистов, ученых, которые на протяжении десятилетий занимались исследованием Геноцида армян и дали однозначную оценку, что эти трагические события являются геноцидом. И сегодня в протоколах имеется формулировка, что подкомиссия должна заниматься «беспристрастными научными исследованиями». Они считают, что этим ставится под сомнение беспристрастность и научность их исследований. Это действительно болезненный факт. Подобное недоумение прозвучало и со стороны польского члена этой организации. Эта реакция важна в еще одном плане. Насколько бы в Армении ни пытались словесными упражнениями убедить армянское общество в том, что эта подкомиссия не будет заниматься проблемами изучения геноцида, очевидно, что оценка чужих людей, специалистов, занимающихся проблемами геноцида, не оставляет места для того, чтобы усомниться в том, что эта подкомиссия будет заниматься проблемами геноцида. Однако болезненно то, что в результате этого упорства и самообмана мы уже год, как несем потери не только в армяно-турецких отношениях в связи с имеющимся процессом, но и его последствия распространяются на другие отношения.
-Как Вы думаете, парламент Турции ратифицирует протоколы до апреля 2010-го года?
-Будет эта ратификация в апреле или нет, не существенно. К сожалению, в нашем обществе сложилась «традиция», когда многое связывается с 24-ым апреля каждого года. Хочу напомнить напряженность прошлого года в связи с обращением Обамы и проектом резолюции Конгресса США. Сейчас то же представление играют в Сенате. Это, на мой взгляд, попросту оскорбительно. Заявление президента той или иной страны, будь то Обама, Медведев или президент какой-то маленькой страны, не должно становиться для нас сверхзадачей. В конце концов, признание Геноцида является проблемой моральных подходов любого человека или государства, характеризует этого человека или эту страну. Другое дело, что, да, мы серьезно должны работать над полноценным признанием этого факта. Мы должны суметь сформулировать проблемы, которые имеются между Арменией и Турцией в этой плоскости, при этом не на основе каких-то эмоций, а на основе фактов и реальных подходов, что, к сожалению, после восстановления нашей независимости на протяжении этих лет не делалось. Даже в связи с 13-летней блокадой Армения не ставила вопросов в каких-либо международных организациях, начиная с ООН, заканчивая ВТО, членами которых являются и Армения, и Турция. Причина более чем очевидна. Есть серьезная нехватка знаний и опыта, при наличии которых на международной арене любая инициатива обречена.
Хочу привлечь внимание на то, что очередное предусловие Турции в связи со сдачей Азербайджану территорий уже сформулировано в проекте Мадридских принципов. Согласно первому пункту этого документа, армянские войска должны быть выведены из «оккупированных» территорий, и эти территории должны быть сданы в подчинение Азербайджану. Турция, видя, что все ее требования с легкостью принимаются властями Армении, пытается выжать из этого максимум. Теперь она не то, чтобы удовлетворяется положением проекта Мадридских принципов, но уже хочет видеть это как реальность. Эта реальность, и с этим нельзя не считаться. И ее нельзя изменить пропагандистскими заявлениями и заочными обвинениями. Необходима серьезная ежедневная работа. К сожалению, в Армении преобладает пустословие, и люди не считаются ни с фактами, ни с документами.
- Часто должностные лица Турции озвучивают, что граница откроется только лишь в том случае, когда в вопросе Карабаха будет серьезное продвижение в пользу Азербайджана. Власти Армении притворяются, что не слышат этого. Что это означает?
- Это всего лишь означает, что, к сожалению, в Армении многие заняты самообманом, будь то государственные должностные лица или доморощенные «политологи». Когда премьер-министр Турции делает заявление, нельзя брать на себя роль пресс-секретаря премьер-министра Турции и начинать давать смягчающие объяснения, что зачем Эрдоган применял те или иные формулировки. К этому надо серьезно относиться, как к заявлению деятеля, имеющего политический вес номер один в Турции. Турки последовательно показывают, что они верны своим заявлениям до тех пор, пока не сделана другая более важная для них уступка. В течение этого года они это несколько раз доказывали. Турки за это время смогли как с русскими, так и с американцами с максимальной эффективностью осуществлять свои отношения, в отличие от Армении, которая без заметного и направленного на будущее интереса, соглашается на любые предложения. Однако не хочу создавать впечатление, что я, как и многие, восхищен турецкой дипломатией. Их успех построен на грубых ошибках и отсутствие знаний стороны, ведущей с ним переговоры. Наталкиваясь на необходимые знания и умелость, турки становятся беспомощными и закомплексованными.
- На Ваш взгляд, чем обусловлена пассивность внутриполитической жизни?
- Обычно, поскольку политические деятели и политические силы Армении страдают самовлюбленностью, причины всех своих ошибок и недостатков пытаются найти в обществе. Например, за последний период часто звучат оценки, что общество стало безразличным даже в отношении карабахской проблемы, армяно-турецких отношений, не проявляет активности. Это просто ошибочное восприятие. На самом деле общество не то, чтобы безразлично к этим явлениям, а безразлично к этим партиям. Даже невооруженным глазом можно заметить, что когда созывается первый митинг, связанный с тем или иным серьезным событием, опять есть определенная активность. Начиная с третьего митинга, люди разочаровываются, видя те же самые подходы, те же примитивные мысли и слова. Абсолютно отсутствуют присущие нашим временам принципы, ценности и идеи. Каждый - это маленькая коммунистическая партия со своими самыми плохими проявлениями. Политическим силам в первую очередь и почти всегда интересуют лишь вопрос, как сохранить свою власть или придти к власти. Многопартийность Армении не только не состоялась, но и развратилась. Когда будут пересмотрены подходы, когда оздоровятся внутрипартийные и межпартийные отношения, тогда они могут ожидать соответствующую реакцию общества. Хотя и трудно ожидать, что нынешнее положение застоя и развращения многопартийной системы возможно вернуть назад. Более вероятно, что решение может состояться с формированием новых политических сил с новыми взглядами, новыми идеями и действительно соответствующим нашим дням представлениям и о политической, и о партийной деятельности.
-Это будет партия или движение?
- Я говорил о теоретических вариантах. Для формирования новой силы или сил у Армении очень маленький потенциал, и подобное развитие, хотя и желательно, однако не гарантировано. Честно говоря, одной из основных ошибок реакции политических сил на армяно-турецкие протоколы было то, что они снова разделились на лагеря, партийные группы. Причем снова возрождая давно умершие партии и организации, вместо того, чтобы строить процесс, связанный с подобными общенациональными проблемами, совершенно по другому принципу. Это бы позволило обойти имеющуюся сегодня плачевную ситуацию в многопартийной системе.
-Ведь очевидно, что у общества есть потребность в чем-то новом?
-Несомненно, поскольку это все давно изжило себя, однако только жизнь покажет, когда сформируется это новое.
-Господин Торосян, на Ваш взгляд, чем обосновано вхождение Тиграна Саркисяна в Республиканскую партию?
-Думаю, что именно премьер должен обосновать это. Уверен, что делая подобные шаги, очень важно, чтобы люди, занимающие столь высокий пост, объяснили свои мотивы. Это действительно чрезмерно важно. Хотя иногда партии, опять-таки по причине неправильных представлений, занимаются самообманом и заявляют, что этот пост принадлежат той или иной партии. В действительности все посты принадлежат государству и обществу. И люди, когда занимают эти посты, обязаны учитывать это и быть подотчетными. Хотя я уверен, что после этого поступка премьера ни в Республиканской партии, ни в стране принципиально ничего не изменится.
Тигран Торосян
-Какую бы Вы оценку дали нынешнему состоянию армяно-турецких отношений?
-Хотя с первого взгляда ситуация в связи с армяно-турецкими протоколами кажется спокойной, но на самом деле имеется напряженность как внутри страны, так и за ее пределами. К сожалению, даже без ратификации протоколов у нас уже есть потери. Есть международная организация, занимающаяся исследованием геноцида, президент которой Р.Смит недавно обратился к президенту страны и выразил свое недоумение в связи с положением о создании подкомиссии историков. И он это сделал по двум причинам. Первая - это то, что формулировка оскорбительна для тех многих специалистов, ученых, которые на протяжении десятилетий занимались исследованием Геноцида армян и дали однозначную оценку, что эти трагические события являются геноцидом. И сегодня в протоколах имеется формулировка, что подкомиссия должна заниматься «беспристрастными научными исследованиями». Они считают, что этим ставится под сомнение беспристрастность и научность их исследований. Это действительно болезненный факт. Подобное недоумение прозвучало и со стороны польского члена этой организации. Эта реакция важна в еще одном плане. Насколько бы в Армении ни пытались словесными упражнениями убедить армянское общество в том, что эта подкомиссия не будет заниматься проблемами изучения геноцида, очевидно, что оценка чужих людей, специалистов, занимающихся проблемами геноцида, не оставляет места для того, чтобы усомниться в том, что эта подкомиссия будет заниматься проблемами геноцида. Однако болезненно то, что в результате этого упорства и самообмана мы уже год, как несем потери не только в армяно-турецких отношениях в связи с имеющимся процессом, но и его последствия распространяются на другие отношения.
-Как Вы думаете, парламент Турции ратифицирует протоколы до апреля 2010-го года?
-Будет эта ратификация в апреле или нет, не существенно. К сожалению, в нашем обществе сложилась «традиция», когда многое связывается с 24-ым апреля каждого года. Хочу напомнить напряженность прошлого года в связи с обращением Обамы и проектом резолюции Конгресса США. Сейчас то же представление играют в Сенате. Это, на мой взгляд, попросту оскорбительно. Заявление президента той или иной страны, будь то Обама, Медведев или президент какой-то маленькой страны, не должно становиться для нас сверхзадачей. В конце концов, признание Геноцида является проблемой моральных подходов любого человека или государства, характеризует этого человека или эту страну. Другое дело, что, да, мы серьезно должны работать над полноценным признанием этого факта. Мы должны суметь сформулировать проблемы, которые имеются между Арменией и Турцией в этой плоскости, при этом не на основе каких-то эмоций, а на основе фактов и реальных подходов, что, к сожалению, после восстановления нашей независимости на протяжении этих лет не делалось. Даже в связи с 13-летней блокадой Армения не ставила вопросов в каких-либо международных организациях, начиная с ООН, заканчивая ВТО, членами которых являются и Армения, и Турция. Причина более чем очевидна. Есть серьезная нехватка знаний и опыта, при наличии которых на международной арене любая инициатива обречена.
Хочу привлечь внимание на то, что очередное предусловие Турции в связи со сдачей Азербайджану территорий уже сформулировано в проекте Мадридских принципов. Согласно первому пункту этого документа, армянские войска должны быть выведены из «оккупированных» территорий, и эти территории должны быть сданы в подчинение Азербайджану. Турция, видя, что все ее требования с легкостью принимаются властями Армении, пытается выжать из этого максимум. Теперь она не то, чтобы удовлетворяется положением проекта Мадридских принципов, но уже хочет видеть это как реальность. Эта реальность, и с этим нельзя не считаться. И ее нельзя изменить пропагандистскими заявлениями и заочными обвинениями. Необходима серьезная ежедневная работа. К сожалению, в Армении преобладает пустословие, и люди не считаются ни с фактами, ни с документами.
- Часто должностные лица Турции озвучивают, что граница откроется только лишь в том случае, когда в вопросе Карабаха будет серьезное продвижение в пользу Азербайджана. Власти Армении притворяются, что не слышат этого. Что это означает?
- Это всего лишь означает, что, к сожалению, в Армении многие заняты самообманом, будь то государственные должностные лица или доморощенные «политологи». Когда премьер-министр Турции делает заявление, нельзя брать на себя роль пресс-секретаря премьер-министра Турции и начинать давать смягчающие объяснения, что зачем Эрдоган применял те или иные формулировки. К этому надо серьезно относиться, как к заявлению деятеля, имеющего политический вес номер один в Турции. Турки последовательно показывают, что они верны своим заявлениям до тех пор, пока не сделана другая более важная для них уступка. В течение этого года они это несколько раз доказывали. Турки за это время смогли как с русскими, так и с американцами с максимальной эффективностью осуществлять свои отношения, в отличие от Армении, которая без заметного и направленного на будущее интереса, соглашается на любые предложения. Однако не хочу создавать впечатление, что я, как и многие, восхищен турецкой дипломатией. Их успех построен на грубых ошибках и отсутствие знаний стороны, ведущей с ним переговоры. Наталкиваясь на необходимые знания и умелость, турки становятся беспомощными и закомплексованными.
- На Ваш взгляд, чем обусловлена пассивность внутриполитической жизни?
- Обычно, поскольку политические деятели и политические силы Армении страдают самовлюбленностью, причины всех своих ошибок и недостатков пытаются найти в обществе. Например, за последний период часто звучат оценки, что общество стало безразличным даже в отношении карабахской проблемы, армяно-турецких отношений, не проявляет активности. Это просто ошибочное восприятие. На самом деле общество не то, чтобы безразлично к этим явлениям, а безразлично к этим партиям. Даже невооруженным глазом можно заметить, что когда созывается первый митинг, связанный с тем или иным серьезным событием, опять есть определенная активность. Начиная с третьего митинга, люди разочаровываются, видя те же самые подходы, те же примитивные мысли и слова. Абсолютно отсутствуют присущие нашим временам принципы, ценности и идеи. Каждый - это маленькая коммунистическая партия со своими самыми плохими проявлениями. Политическим силам в первую очередь и почти всегда интересуют лишь вопрос, как сохранить свою власть или придти к власти. Многопартийность Армении не только не состоялась, но и развратилась. Когда будут пересмотрены подходы, когда оздоровятся внутрипартийные и межпартийные отношения, тогда они могут ожидать соответствующую реакцию общества. Хотя и трудно ожидать, что нынешнее положение застоя и развращения многопартийной системы возможно вернуть назад. Более вероятно, что решение может состояться с формированием новых политических сил с новыми взглядами, новыми идеями и действительно соответствующим нашим дням представлениям и о политической, и о партийной деятельности.
-Это будет партия или движение?
- Я говорил о теоретических вариантах. Для формирования новой силы или сил у Армении очень маленький потенциал, и подобное развитие, хотя и желательно, однако не гарантировано. Честно говоря, одной из основных ошибок реакции политических сил на армяно-турецкие протоколы было то, что они снова разделились на лагеря, партийные группы. Причем снова возрождая давно умершие партии и организации, вместо того, чтобы строить процесс, связанный с подобными общенациональными проблемами, совершенно по другому принципу. Это бы позволило обойти имеющуюся сегодня плачевную ситуацию в многопартийной системе.
-Ведь очевидно, что у общества есть потребность в чем-то новом?
-Несомненно, поскольку это все давно изжило себя, однако только жизнь покажет, когда сформируется это новое.
-Господин Торосян, на Ваш взгляд, чем обосновано вхождение Тиграна Саркисяна в Республиканскую партию?
-Думаю, что именно премьер должен обосновать это. Уверен, что делая подобные шаги, очень важно, чтобы люди, занимающие столь высокий пост, объяснили свои мотивы. Это действительно чрезмерно важно. Хотя иногда партии, опять-таки по причине неправильных представлений, занимаются самообманом и заявляют, что этот пост принадлежат той или иной партии. В действительности все посты принадлежат государству и обществу. И люди, когда занимают эти посты, обязаны учитывать это и быть подотчетными. Хотя я уверен, что после этого поступка премьера ни в Республиканской партии, ни в стране принципиально ничего не изменится.
Беседу вела Сюзи Мелконян