Интервью

18.12.2013 15:09


Последствия печально известной «футбольной» дипломатии

Последствия печально известной «футбольной» дипломатии

Интервью с политологом Ервандом Бозояном

-Как бы Вы прокомментировали недавние заявления главы МИД Турции Ахмеда Давудоглу, сделанные им в рамках саммита ОЧЭС, а также последовавшее за ними заявление американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Джеймса Уорлика о том, что в какой-то момент Турция может сыграть определенную роль в Карабахском вопросе.

-С сожалением должен констатировать, но это является логическим следствием печально известной армяно-турецкой «футбольной» дипломатии. Мы неоднократно предупреждали об опасных последствиях этой политики, и первым предвестником стало данное заявление Уорлика. Это довольно опасная тенденция, и армянская сторона должна сделать всё, чтобы она не получила дальнейшего развития.

-Можно ли констатировать, что «футбольная» дипломатия имела для нас негативные последствия, а Турция заняла более агрессивную позицию, начав спекулировать вопросом Арцаха?

-До «футбольной» дипломатии Турция занимала одностороннюю позицию в пользу Азербайджана и не имела никаких контактов с Арменией. Ситуация изменилась после этой дипломатии. Официально заявлялось, что ведущийся диалог не должен связываться с арцахским вопросом, однако Турция, как региональная держава, сумела добиться того, чтобы эти два вопроса начали связываться друг с другом, хотя на бумаге эта взаимосвязь нигде и не закреплялась. Однако, по сути, Анкара сумела убедить мировые центры силы в том, что ратификация протоколов будет возможна лишь после подвижек в армяно-азербайджанских отношениях. Турции прекрасно удается спекулировать этим аргументом. Фактически, европейцы начали уже публично признавать, что армяно-турецкие отношения взаимосвязаны с Карабахской проблемой. Повторю: хотя во время парафирования протоколов в Цюрихе этой взаимосвязанности и не было, Турции удалось добиться того, чтобы международные центры силы прямо или косвенно заявляли о взаимосвязи. Сегодня об этом заявляет Уорлик, завтра то же самое может сказать какой-нибудь европейский чиновник, а после это может стать нормой. Мнение Запада в этом вопросе может постепенно измениться. Это как раз та угроза, о которой я неоднократно предупреждал. Следовательно, нужно прекратить имитационный армяно-турецкий диалог.

-На какие шаги должна пойти армянская сторона, чтобы избежать этой угрозы?

-Армения должна заявить, что считает прошедшие ранее переговоры недействительными и отзывает свою подпись из-под протоколов, поскольку их не ратифицирует турецкий парламент. Нужно заявить, что армяно-турецкие отношения должны быть выстроены с нуля. В этом случае имитационные армяно-турецкие процессы сразу же прекратятся. В этих условиях у Турции не будет никакой возможности и морального права вмешиваться в Карабахскую проблему. Все поймут, что главной виновницей является именно Турция. У властей Армении нет этого элементарного понимания, так как они руководствуются не государственными интересами, а концептом того, какой негативный отклик мирового сообщества это может вызвать. Они боятся этой негативной реакции внешнего мира. Однако, нужно отметить, что если Армения правильно представит существующее положение вещей, мировое сообщество придет к тому заключению, что виновата в этом именно Турция.

-Как видим, в ближайшее время тенденции к тому, чтобы власти изменили свою политику, не намечается.

-Действительно, подобной тенденции нет. Если власти изменят свой вектор, это будет означать, что они ошибались в этом вопросе. Они не хотят признавать своих ошибок. Да и вообще, власти Армении не хотят признавать ни одну из своих ошибок, будь то во внешней или внутренней политике. Таков, к сожалению, характер сегодняшних властей.

-Согласно Конституции РА, руководство внешней политикой страны осуществляет президент. Однако если он не предпринимает никаких шагов к ее изменению, то каким в этом случае будет наиболее правильное решение проблемы?

-Пока в Армении не произойдет полной смены власти и пока не будут проведены серьезные системные реформы, говорить о каком-либо прогрессе (как во внешней, так и во внутренней политике) не придется.

Беседу вела Мери Мовсисян

Последние материалы этого заголовка