Интервью

25.06.2009 19:21


Манвел Саркисян

Манвел Саркисян

 Интервью с экспертом Армянского центра стратегических и национальных исследований Манвелом Саркисяном

 -Как вы оцениваете позиции Армении в регионе?

- Думаю, что не так уж и похвальны, поскольку есть сложности, связанные и с внутренними проблемами, серьезными становятся и внешние угрозы. Помимо этого в Иране происходят серьезные процессы, которые могут привести к ряду изменений.  

- Имеете в виду в регионе?

- Иран дружественная нам страна и происходящие там процессы не могут не повлиять на Армению. Эти события не останутся без реакции и в случае с Турцией. Не могу сказать, что в этой ситуации армяно-турецкие отношения могут развиваться или нет? Во всяком случае, неясна позиция в этом вопросе Турции. Естественно, развитие армяно-турецких отношений будет зависеть от проблем всего региона.

- А насколько у Армении четкая позиция в армяно-турецких отношениях?

-Думаю, что она не так уж и ясна. Начиная с апреля до сегодняшнего дня так и не стала понятна, в чем содержание «Дорожной карты». Власти Армении так и не дали пояснений по этому вопросу. В последнее время конгрессмен США Гордон подчеркнул, что вопрос создания комиссии историков актуален. Наши власти никаким образом не реагируют на эти и подобные заявления.

- Если посмотреть задним числом, считаете ли вы «футбольную дипломатию» удавшейся?

- «Футбольная дипломатия» была бы удавшейся лишь в  том случае, если бы у нас были определенные результаты. Единственным критерием, которым можно считать этот шаг удавшимся - это открытие границ. Если этого нет, то о каких успехах может идти  речь. А цель приглашения Гюля в Армению как будто было это.

-Для вас видны те конкретные шаги, которые направлены на усиление позиций Армении в регионе?

- Во всех вопросах нехватка четкости и то, что во внешней политике Армении постоянно виднеется рука Москвы, а власти Армении пытаются все привести в соответствие с Россией, создают большие сложности. Во всяком случае, есть нехватка четкости.

- Вы хотите сказать, что многие вещи власти Армении пытаются скрыть?

- То обстоятельство, что что-либо четкого не говорится ни о армяно-турецких отношениях, ни о карабахской проблеме, ни о том, что говорит мониторинговая группа Совета Европы относительно Армении, дают повод для сомнений. Ни в одном важном вопросе нет четкости. А если нет четкости, то нет и уверенности.

- Когда представляют, какие страны региона имеют козырные карты в регионе, говорят, что у Грузии есть геополитическое положение, у  Азербайджана - нефть, у Армении - человеческие ресурсы. По-вашему, какая козырная карта у Армении?

- Сказанное человеческий ресурс, лишь слова. Непонятно, что под этим подразумевают. То есть это Диаспора или специалисты? Армения не влияет на региональные процессы так, как она объективно может делать. Единственная вещь, которую мы можем сказать это то, что за последние 10 лет Армения представляется как военно-политический фактор. В этом плане Армения себя оправдывает.

-А чем?

- Думаю, что в вопросе Карабаха мы в какой-то мере стали диктующей стороной. Помимо этого, кажется, что Турция пытается изолировать Армению, однако с другой стороны  Армения является фактором и для Турции. То есть в регионе, объективно есть и наша роль. Однако вся проблема в том, что внешняя политика Армении не принципиальна и не разработана. То есть, она полностью ситуативная. Наверное, это наш самый большой недостаток в вопросе внешней политики.

- Власти представляют обратное...

- Представляющие должны убедить.

- То есть, Армения вместо того, чтобы прогнозировать происходящие процессы и в соответствии с ним определиться, больше пытается отреагировать на них?  

- Повторяю, внешняя политика Армении ситуативная. Этим можно сказать всё. Необязательно, чтобы предпринимаемые шаги каждый раз были бы ошибочными, однако они продиктованы ситуацией.

- Это может привести к опасным последствиям?

- В нашем регионе, где изменения происходят каждый день, конечно, ситуативная внешняя политика опасна. В тех процессах, которые могут иметь нежелательные последствия, необходимо суметь сделать первый шаг.  Знать, на какую опору опираться и на что не имеет смысла опираться. Для этого необходимо иметь целостный подход, уточнить своих союзников и стратегических партнеров, понять, что происходит в мире.

- Насколько сбалансированы отношения Армении со своими партнерами? В частности,  в приоритетах внешней политики Грузии закреплено, что Армения является стратегическим партнером, однако последние события говорят об обратном.

- В стратегическом партнерстве необязательно, чтобы стороны равно смотрели друг на друга. Речь об отношениях Армения-Россия. Что касается Грузии, то не ясно, по какому содержанию будет осуществляться стратегическое партнерство именно по части Грузии.

 

Беседу вел Вахтанг Маргарян

Последние материалы этого заголовка