- По Вашему мнению, почему в Армении беспристрастным политическим исследованиям и анализам по большому счету не придается значение?
- К сожалению, у нас загрязнены, как все сферы, так и область исследований. Возьмем хотя бы сферу социологических исследований. Отдельные социологи՝ известные и неизвестные, получают заказы. Они знают и степень фальсификации властей, и заказ. В частности, Агарон Адибекян свои цифры получает не исследованиями, а от властей и делает "подгонку".
-Избирательный анализ перед выборами мэра Вы делали...
- Как ни странно, я сказал Агарону Адибекяну, чтобы он особо не переживал, фактически, абсолютное большинство наших цифр совпадают.
- То есть?
-Последним четырем местам приблизительно 10% дали. Второе место мы оба дали ППА: он сначала- 14 %, я - 22 %. Потом, когда произошла известная полемика, и были взаимные выпады, господин Адибекян поднял эти цифры, сделав 21,4 %. В этом тоже наши цифры совпали. Совпали также по анализу первого и третьего мест, только с той лишь разницей, что, я учитывая многочисленные составляющие, первое место давал АНК, а третье место - РПА. А он сделал с точностью наоборот. Я приблизительно 52 % прогнозировал для АНК, а Адибекян - 54% для РПА. Я предусмотрел 18 процентов занявшему третье РПА, он с 14% третье место отдавал АНК. Понятно, как я получил эти цифры и как он.
-То есть, Ваш анализ был реалистичен?
- Я уже квалифицировал выборы мэра как избирательный бандитизм и крупное преступление на государственном уровне, после чего любые выборы становятся лишними. Чтобы было понятно, возьмем одну общину - Малатия-Себастия и увидим в каком объеме были фальсификации. На всех без исключения избирательных участках этой общины было от 150 до 1100 «вбрасываний». Вообще же число «вброшенных» голосов на выборах мэра Еревана превышает 120 000.
-Хотите сказать, что если бы не было фальсификаций, то представленный Вами перед выборами прогноз сбылся?
-Если б не было этого избирательного бандитизма, мой анализ был бы правильным на 100%. В данном случае 100 % точным оказался анализ Агарона Адибекяна, потому что представленные им цифры были заранее заказаны и в них были учтены именно те 120 000-130 000 «вброшенных» и украденных голосов. Что власть заказала, за что заплатила, он так и поступил. Агарона Адибекяна знаю с 1988 года, когда вместе с несколькими нашими друзьями основали организацию "Гушаматян". Он в то время был несравненно более добросовестным и делал разумные анализы. Сейчас жизнь его заставила жить по другим принципам. Не все могут выдержать удары жизни. Один из наших друзей взял одну партию и стал перечислять ее членов, спрашивая, где сейчас Филарет Берикян, где Микаэл Мелкумян, где Сейран Авакян, где Давид Варданян, Аршак Садоян, Шаварш Кочарян, Вазген Манукян... Если люди свои принципы радикально меняют на 180 градусов, то я просто не могу их понять. Сейчас один из них господин Агарон. Хотя я с болью вспоминаю, каким он был сердобольным за нашу борьбу в 88-ом, сколь объективным. Сейчас жизнь заставила. Здесь я вижу также и вину власти, это не только вина ինքնափչացող людей. Власть методически держит людей в тисках, а они не выдерживают. Что тут скажешь?
-Однако это не помешало Агарону Адибекяну высмеятьВаш анализ?
-Прежде всего, скажу, что это результат того, что наши телеканалы получают приказ из одного пункта. Все телеканалы показали исключительно один и тот же фрагмент нашей дискуссии, где Агарон Адибекян комическим тоном требовал, чтобы я выставил напоказ мои инструменты измерения. Но у меня под рукой вся стенограмма дискуссии с электронной страницы того же клуба «Зеркало». Посмотрите и увидите, что во всех отношениях, со всех точек зрения, я не оставил места для самовыражения штатного социолога. И только один фрагмент, который особой голосовой интонацией он превратил в шутку. А я на его требование показать инструмент отреагировал жестом. Так было. И только 4 из 11 присутствующих на дискуссии телеканалов коснулись этого, показывая тот же самый отрывок. Один из виновников сложившейся в Армении ситуации - четвертая власть. У нас есть две-три загнанные в угол, разъяренные газеты, которые напичканы смешанные с руганью мыслями. Пустословием наполнены также некоторые провластные газеты. А оставшаяся часть представляет собой нечто вроде полуаморфных, ничего не говорящих шабашников. Эта ситуация прискорбна.
- СМИ - отражение нашей политической, социальной жизни. К примеру, как получается, что политические исследования, социологические опросы годами заказывают те же самые люди?
- К сожалению, сменяющие друг друга власти извратили наше общество и значительную часть нашего электората, в результате чего имеем такие выборы. Извратили информационное поле. То есть очень мало чистых людей осталось. Если чистый человек и остался, то он вынуждено подглядывает из своего гнезда, чтоб не получить инфаркт и на этом заканчивается. Посмотрите на наши выборы, хоть один умный, уважаемый человек в них участвует? Или собираются люди, оставившие свою совесть, разум, честь в прошлом веке, как в Общественном Совете? Там всего три нейтральных человека. По этой причине в сфере остаются подкупные социологи.
Я могу говорить цифрами, фактами. Например, уверенно могу сказать, что 900 бюллетеней были «вброшены» на избирательном участке № 7/5. При наличии 2000 избирателей было участие 1600 человек, что означает, что здесь было вброшено 900 бюллетеней, поскольку если попытаемся через микроскоп найти жителя выше 18 лет на этой территории, то число нынешних жителей не превысит 1300։ И естественно, что из них на выборы пошло бы самое больше 700 человек. Следовательно, 900 голосов были сфальсифицированы. Возьмём другой избирательный участок - 7/12. Здесь есть 1940 человек, голосовали - 1832. Такого в истории Армении никогда не было. И так далее, и тому подобное.... Однако председатели всех других избирательных участков, где нарушения очевидны, остаются безнаказанными. На любом из 54 избирательных участках общины Малатия-Себастия были очевидные нарушения...
- Как считаете, чьи исследования будут более правдоподобными для общественности: Ваши или, скажем, тех же штатных социологов?
- Естественно, нормальные люди, хотя бы внутренним чутьем, поверят мне. И власти это прекрасно знают. Они знают ситуацию лучше агаронов и других социологов. Поэтому, воруя голоса, силой удерживают власть, заказывая различные цифры. Концом этому будет духовный голод, который уже охватил всех нас. Сегодня власть меньшинства над большинством и огромная пропасть между испытывающим лишения большинством и чрезмерно разбогатевшим меньшинством. В прошлом году я дал свой анализ первомартовским событиям. Я говорил, что поскольку еще не объявлены имена авторов и приказчиков 10 убийств, в общественном сознании останется, то, что руководство страны для удержания власти принесло в жертву военных и полицейских, чтобы была причина стрелять по митингующим. И я говорил, что должны раскрыться преступления, чтоб в подъездах не убивали начальника полиции. Посмотрите, что произошло в течение одного года. Псевдоспециалист любой области - отражение сегодняшней ситуации. Лживое судопроизводство, лживые исследования, лживые социологические опросы, плутовство - наша действительность. Неделю назад наша районная прокуратура и милиция поставили меня в такую ситуацию, что я начал ненавидеть мою биографию, что был одним из первых депутатов этой страны. 13 лет работал в законодательном органе. И как вели себя со мной в прокуратуре и полиции в связи с делом, связанным с моим родственником? Вынужденно, нехотя, обратился к генеральному прокурору республики... Если вы со мной так поступаете, то как поступите с рядовым гражданином? Только после вмешательства генерального прокурора удалось уладить вопрос. Что если молодой прокурор, глядя в твои глаза, обманывает тебя? Как Агарон Адибекян в своей социологии, так и он в своей прокуратуре общины Малатия-Себастия. Это то, что отбирает веру, приносит людям ненависть, что люди считаются потерявшими родину, безнадежно, бесперспективно хотят оставить, уйти...
- То есть, результаты выборов заранее были решены, и во время предвыборной кампании нужно было просто заявить о них в виде соцопросов?
- Конечно. Наши лживые социологи представили те цифры, которые они получили в виде заказа. То есть, подготавливали почву, что выбор будет таким. Несмотря на то, что со дня выборов прошло 20 дней, я готов помочь раскрыть фальсификации любому беспристрастному органу, будь-то комиссия или правоохранительный орган, но это им не нужно.
- Еще об одном не менее важном вопросе. Насколько ослабит напряженность, оставшуюся после 1 марта, предполагаемая амнистия?
- Чем раньше будет амнистия, тем лучше. И это нужно, в первую очередь, именно властям. Неужели они настолько не понимают? Например, я, если буду на месте тех «сидящих» людей, ничего не возьму с рук. Такую амнистию не возьму. Потому что они не понимают, что те люди, независимо от их прошлого поведения, совершенных в прошлом грехов, очистили свои души. Для них сидеть в тюрьме сейчас намного легче, чем быть на свободе в такой атмосфере.
-По Вашему мнению, каков будет конец этому?
Конец не будет хорошим. Очень скоро мы все почувствуем это на нашей шкуре. К сожалению, в первую очередь удар снова почувствует большая часть общества, находящаяся в бедности. Часть главных виновников сбежит, другая часть - пострадает. У народа больше ничего не осталось, чтобы отобрать, друг у друга будут отбирать. Мы вошли в процесс, который если имеет рождение, развитие, то обязательно будет иметь конец. А конец злодеяниям никогда не может быть хорошим... Необходимо взяться за ум, иначе новые большие потери неизбежны...
Агаси Аршакян
Интервью с бывшим депутатом НС Агаси Аршакяном
- По Вашему мнению, почему в Армении беспристрастным политическим исследованиям и анализам по большому счету не придается значение?
- К сожалению, у нас загрязнены, как все сферы, так и область исследований. Возьмем хотя бы сферу социологических исследований. Отдельные социологи՝ известные и неизвестные, получают заказы. Они знают и степень фальсификации властей, и заказ. В частности, Агарон Адибекян свои цифры получает не исследованиями, а от властей и делает "подгонку".
-Избирательный анализ перед выборами мэра Вы делали...
- Как ни странно, я сказал Агарону Адибекяну, чтобы он особо не переживал, фактически, абсолютное большинство наших цифр совпадают.
- То есть?
-Последним четырем местам приблизительно 10% дали. Второе место мы оба дали ППА: он сначала- 14 %, я - 22 %. Потом, когда произошла известная полемика, и были взаимные выпады, господин Адибекян поднял эти цифры, сделав 21,4 %. В этом тоже наши цифры совпали. Совпали также по анализу первого и третьего мест, только с той лишь разницей, что, я учитывая многочисленные составляющие, первое место давал АНК, а третье место - РПА. А он сделал с точностью наоборот. Я приблизительно 52 % прогнозировал для АНК, а Адибекян - 54% для РПА. Я предусмотрел 18 процентов занявшему третье РПА, он с 14% третье место отдавал АНК. Понятно, как я получил эти цифры и как он.
-То есть, Ваш анализ был реалистичен?
- Я уже квалифицировал выборы мэра как избирательный бандитизм и крупное преступление на государственном уровне, после чего любые выборы становятся лишними. Чтобы было понятно, возьмем одну общину - Малатия-Себастия и увидим в каком объеме были фальсификации. На всех без исключения избирательных участках этой общины было от 150 до 1100 «вбрасываний». Вообще же число «вброшенных» голосов на выборах мэра Еревана превышает 120 000.
-Хотите сказать, что если бы не было фальсификаций, то представленный Вами перед выборами прогноз сбылся?
-Если б не было этого избирательного бандитизма, мой анализ был бы правильным на 100%. В данном случае 100 % точным оказался анализ Агарона Адибекяна, потому что представленные им цифры были заранее заказаны и в них были учтены именно те 120 000-130 000 «вброшенных» и украденных голосов. Что власть заказала, за что заплатила, он так и поступил. Агарона Адибекяна знаю с 1988 года, когда вместе с несколькими нашими друзьями основали организацию "Гушаматян". Он в то время был несравненно более добросовестным и делал разумные анализы. Сейчас жизнь его заставила жить по другим принципам. Не все могут выдержать удары жизни. Один из наших друзей взял одну партию и стал перечислять ее членов, спрашивая, где сейчас Филарет Берикян, где Микаэл Мелкумян, где Сейран Авакян, где Давид Варданян, Аршак Садоян, Шаварш Кочарян, Вазген Манукян... Если люди свои принципы радикально меняют на 180 градусов, то я просто не могу их понять. Сейчас один из них господин Агарон. Хотя я с болью вспоминаю, каким он был сердобольным за нашу борьбу в 88-ом, сколь объективным. Сейчас жизнь заставила. Здесь я вижу также и вину власти, это не только вина ինքնափչացող людей. Власть методически держит людей в тисках, а они не выдерживают. Что тут скажешь?
-Однако это не помешало Агарону Адибекяну высмеятьВаш анализ?
-Прежде всего, скажу, что это результат того, что наши телеканалы получают приказ из одного пункта. Все телеканалы показали исключительно один и тот же фрагмент нашей дискуссии, где Агарон Адибекян комическим тоном требовал, чтобы я выставил напоказ мои инструменты измерения. Но у меня под рукой вся стенограмма дискуссии с электронной страницы того же клуба «Зеркало». Посмотрите и увидите, что во всех отношениях, со всех точек зрения, я не оставил места для самовыражения штатного социолога. И только один фрагмент, который особой голосовой интонацией он превратил в шутку. А я на его требование показать инструмент отреагировал жестом. Так было. И только 4 из 11 присутствующих на дискуссии телеканалов коснулись этого, показывая тот же самый отрывок. Один из виновников сложившейся в Армении ситуации - четвертая власть. У нас есть две-три загнанные в угол, разъяренные газеты, которые напичканы смешанные с руганью мыслями. Пустословием наполнены также некоторые провластные газеты. А оставшаяся часть представляет собой нечто вроде полуаморфных, ничего не говорящих шабашников. Эта ситуация прискорбна.
- СМИ - отражение нашей политической, социальной жизни. К примеру, как получается, что политические исследования, социологические опросы годами заказывают те же самые люди?
- К сожалению, сменяющие друг друга власти извратили наше общество и значительную часть нашего электората, в результате чего имеем такие выборы. Извратили информационное поле. То есть очень мало чистых людей осталось. Если чистый человек и остался, то он вынуждено подглядывает из своего гнезда, чтоб не получить инфаркт и на этом заканчивается. Посмотрите на наши выборы, хоть один умный, уважаемый человек в них участвует? Или собираются люди, оставившие свою совесть, разум, честь в прошлом веке, как в Общественном Совете? Там всего три нейтральных человека. По этой причине в сфере остаются подкупные социологи.
Я могу говорить цифрами, фактами. Например, уверенно могу сказать, что 900 бюллетеней были «вброшены» на избирательном участке № 7/5. При наличии 2000 избирателей было участие 1600 человек, что означает, что здесь было вброшено 900 бюллетеней, поскольку если попытаемся через микроскоп найти жителя выше 18 лет на этой территории, то число нынешних жителей не превысит 1300։ И естественно, что из них на выборы пошло бы самое больше 700 человек. Следовательно, 900 голосов были сфальсифицированы. Возьмём другой избирательный участок - 7/12. Здесь есть 1940 человек, голосовали - 1832. Такого в истории Армении никогда не было. И так далее, и тому подобное.... Однако председатели всех других избирательных участков, где нарушения очевидны, остаются безнаказанными. На любом из 54 избирательных участках общины Малатия-Себастия были очевидные нарушения...
- Как считаете, чьи исследования будут более правдоподобными для общественности: Ваши или, скажем, тех же штатных социологов?
- Естественно, нормальные люди, хотя бы внутренним чутьем, поверят мне. И власти это прекрасно знают. Они знают ситуацию лучше агаронов и других социологов. Поэтому, воруя голоса, силой удерживают власть, заказывая различные цифры. Концом этому будет духовный голод, который уже охватил всех нас. Сегодня власть меньшинства над большинством и огромная пропасть между испытывающим лишения большинством и чрезмерно разбогатевшим меньшинством. В прошлом году я дал свой анализ первомартовским событиям. Я говорил, что поскольку еще не объявлены имена авторов и приказчиков 10 убийств, в общественном сознании останется, то, что руководство страны для удержания власти принесло в жертву военных и полицейских, чтобы была причина стрелять по митингующим. И я говорил, что должны раскрыться преступления, чтоб в подъездах не убивали начальника полиции. Посмотрите, что произошло в течение одного года. Псевдоспециалист любой области - отражение сегодняшней ситуации. Лживое судопроизводство, лживые исследования, лживые социологические опросы, плутовство - наша действительность. Неделю назад наша районная прокуратура и милиция поставили меня в такую ситуацию, что я начал ненавидеть мою биографию, что был одним из первых депутатов этой страны. 13 лет работал в законодательном органе. И как вели себя со мной в прокуратуре и полиции в связи с делом, связанным с моим родственником? Вынужденно, нехотя, обратился к генеральному прокурору республики... Если вы со мной так поступаете, то как поступите с рядовым гражданином? Только после вмешательства генерального прокурора удалось уладить вопрос. Что если молодой прокурор, глядя в твои глаза, обманывает тебя? Как Агарон Адибекян в своей социологии, так и он в своей прокуратуре общины Малатия-Себастия. Это то, что отбирает веру, приносит людям ненависть, что люди считаются потерявшими родину, безнадежно, бесперспективно хотят оставить, уйти...
- То есть, результаты выборов заранее были решены, и во время предвыборной кампании нужно было просто заявить о них в виде соцопросов?
- Конечно. Наши лживые социологи представили те цифры, которые они получили в виде заказа. То есть, подготавливали почву, что выбор будет таким. Несмотря на то, что со дня выборов прошло 20 дней, я готов помочь раскрыть фальсификации любому беспристрастному органу, будь-то комиссия или правоохранительный орган, но это им не нужно.
- Еще об одном не менее важном вопросе. Насколько ослабит напряженность, оставшуюся после 1 марта, предполагаемая амнистия?
- Чем раньше будет амнистия, тем лучше. И это нужно, в первую очередь, именно властям. Неужели они настолько не понимают? Например, я, если буду на месте тех «сидящих» людей, ничего не возьму с рук. Такую амнистию не возьму. Потому что они не понимают, что те люди, независимо от их прошлого поведения, совершенных в прошлом грехов, очистили свои души. Для них сидеть в тюрьме сейчас намного легче, чем быть на свободе в такой атмосфере.
-По Вашему мнению, каков будет конец этому?
Конец не будет хорошим. Очень скоро мы все почувствуем это на нашей шкуре. К сожалению, в первую очередь удар снова почувствует большая часть общества, находящаяся в бедности. Часть главных виновников сбежит, другая часть - пострадает. У народа больше ничего не осталось, чтобы отобрать, друг у друга будут отбирать. Мы вошли в процесс, который если имеет рождение, развитие, то обязательно будет иметь конец. А конец злодеяниям никогда не может быть хорошим... Необходимо взяться за ум, иначе новые большие потери неизбежны...
Беседу вел Вахтанг Маркарян