Лента новостей

18.06.2009 18:04


Водопровод и Конституция

Водопровод и Конституция

Комиссия по регулированию общественных услуг (КРОУ) в очередной раз подняла цены на воду. Теперь она будет стоить 181 драм за кубометр - цена, которую еще несколько лет тому назад просто невозможно было себе представить. В принципе, в народном восприятии это и есть функция Комиссии - не отказывать монополистам в просьбе о поднятии цен на их продукты, чтобы позволить им и дальше наслаждаться жизнью, ничего в ней не меняя. И, таким образом, любая ценовая тема, в которой присутствует монополист, становится вечной.  

Обычно монополист обращается к КРОУ с заявкой на поднятие цены. Там ее  рассматривают, и, в полном согласии с нравами советских времен, поднимают ее не на всю запрошенную сумму, а поменьше. Так поступал «Арментел», и Комиссия постоянно шла ему навстречу. Пока на рынок не пришел второй оператор, и «Арментелу» пришлось уже действовать не по монопольным правилам, а коммерческим. Из организации, продающей свои телефонные карточки за взятку, она превратилась в компанию, всячески заинтересованную в новых абонентах. «Ереванджуру» это пока не грозит, и он продолжает действовать по понятиям монополиста, постоянно находя причины для поднятия цен на свои услуги.

И в этот раз запрос монополиста - «Ереванджур», управляемой «Дженерал дез О» удовлетворен, по традиции - не полностью, но проблема в том, что, согласно программе работы «Ереван Джур», начиная с этого года должно было начаться снижение цены, а не ее поднятие. Закономерно снижаясь из года в год, в 2015-16 г.г. вода должна была бы стоить 90 драм за куб. Понятно, что этого не случится, но упрекнуть кого-то в невыполнении обязательств тоже, оказывается, нельзя. Цена на воду определяется хитро, с применением нескольких параметров, основные из которых это: стоимость электроэнергии, объем потребления воды,  соотношение драм/евро и уровень инфляции. Когда стоимость драма была завышена, а инфляция была минимальной, это, естественно, никак не отразилось на цене воды, и «Ереванджур» никак не поспешал в КРОУ с заявкой на снижение цены. Зато теперь, когда курс драм/евро снизился, а уровень инфляции поднялся, «Ереванджур» проявил завидную оперативность, прихватив для оправдания новой цены еще и объем потребления воды. Выясняется, что когда она стоит дороже - ее начинают меньше потреблять, и нам придется просто смириться с постоянным ростом цены на воду. Как в сказке про Чиполино Джанни Родари: «С тех пор, как мы ввели налог на воздух, вы стали меньше дышать!». Не исключено, что когда-нибудь, если оставить все как есть, цена на водопроводную воду сравняется с ценой бутилированной. Это при фантастическом уровне потерь в 85%, причем уровень этот с годами растет. В ереванскую водопроводную сеть ежедневно закачивается около миллиона кубометров воды, и лишь 15% из этого количества доходит до потребителя. Даже председатель КРОУ Роберт Назарян не избежал соблазна изобразить водопотери в виде озера, затопившего Ереван. И действительно, так оно и было бы, если бы вся вода терялась в сети.

Акоп Гарабекян, независимый эксперт:

-Из 90 333 тысяч кубов только 14 623 тысяч дошло до потребителя в первом квартале этого года. Из них населению, т.е. нам с вами,  напрямую от «Ереванджура» досталось 7067 т. кубов. Теперь о структуре потерь. Часть из них обусловлена измерительными приборами. Показания на входе в здание и сумма показаний водомеров внутри здания могут отличаться в два раза. Водомер на входе в здание больше и более точен в показаниях. Но бытовые водомеры, которые стоят у нас в домах, закуплены по рекомендации тогдашнего оператора А-Utility, сам потребитель водомеров себе не  выбирал, только платил за них. Кроме того, эти потери в сумме не превышают 8%, т.е. остаток потерь в 77% опять-таки остается фантастическим. В канализацию уходит ненамного больше воды, чем поступает населению, и если бы вся эта вода уходила в грунт, то Ереван могло бы просто смыть. Кроме того, годовой уровень потерь в 300 млн кубов превышает дополнительные попуски из Севана, которые были разрешены в прошлом году.  

            Теперь о других потерях, гораздо более существенных. Экс-гендиректор «Ереванджура» Серж Попофф в прошлом году на встрече с общественными организациями заявил, что он вынужден не только управлять компанией, но и воевать. Они обнаружили незаконные отводы, начали их ликвидировать, но приехали люди с суровыми лицами на черных джипах с тонированными стеклами с высоким покровительством наверху,  и им пришлось ретироваться. Он тогда мужественно заявил, что вынужден был информировать французского посла, что при таких условиях есть опасности для него лично, но он все равно продолжит миссию. Если же не удастся - то он уедет во Францию. И уехал...

-То есть, вода элементарно разворовывается, и рядовому потребителю приходится платить «за себя и за того парня»?

 -Да, но я опять-таки не уверен, что это все источники потерь. Общественные организации уже несколько лет просят посмотреть, как измеряется расход воды на водозаборах, но нас туда принципиально не пускают. Значит, что-то скрывают. Ситуация удивительная - мы поставили в домах водомеры, инспектора проверяют показания, мы знаем свой расход воды. Так почему бы нам не увидеть, как они измеряют свой?

-Когда сюда пришли иностранные операторы, нам казалось, что они привнесут сюда и свою культуру бизнеса. Открытость, прозрачность и проч. Но они не менее скрытны, нежели советские организации. Причем скрывают не авторские технологические новинки, а отчетность.

 -Я бы не стал так легко их в этом обвинять. В договоре нет санкций за неснижение потерь. И потому все, что там прописано насчет потерь, выглядит всего лишь как благое пожелание. Более того, договор на аренду «Ереванджура», осуществляющего водоснабжение Еревана,  заключен между правительством Армении в лице Госкомитета водного хозяйства и французской компании «Дженерал Дез О». Права потребителей и на уровне основного договора, и на уровне договора абонентов с «Ереванджур», в общем-то, отсутствуют. Госкомитет водного хозяйства определяет и качество водоснабжения. Он может оштрафовать «Дженерал дезО» за плохое качество воды, и внести штраф в бюджет. Но обычный потребитель, который пьет эту самую некачественную воду, на это право не имеет. Своими отравлениями он всего лишь обогащает бюджет. Или не обогащает - это как решат наверху. Получается, что здоровье потребителя - это не его дело. Вопрос о том, что, может, перед очередным поднятием цены уточнить пункты договора, как вы понимаете, ответа не удостаивается. При этом для воды понятие цена/качество тоже отсутствует. Эти два понятия не встречаются вместе, потому что качеством как бы занимается Госкомитет, а ценой - КРОУ.

            Что же касается ведения дел и технологического уровня, я не уверен, что армянские специалисты хуже французских. Они могли бы не хуже и дешевле организовать работу. Но и те, и другие, не могут противостоять воровству воды, причем на очень высоком уровне, а тут уже грамотность специалистов ни при чем.

-Все-таки, казалось, что перед иностранцами будет, как минимум, стыдно демонстрировать свои недостатки.

-Если этап стыдливости и был, то давно миновал. На сегодня иностранные компании выгодны тем, что они в состоянии привлекать дешевые кредиты, но и дешевизна эта кажущаяся. 15-20% кредита уходит на оплату иностранного персонала. Наши специалисты обошлись бы существенно дешевле - им не обязательно платить многотысячные зарплаты, в долларах, естественно. Оборудование приоритетно закупается  в стране арендатора, и т.д. В итоге этот кредит прежде всего выгоден стране арендатора, которая  умеет не забыть свой интерес. Что же касается условий договоров - то это вина правительства, а не иностранных фирм, которые совершенно естественно не желают обременять себя излишними обязательствами.

-Среди них - и обязательство о вполне, в общем-то, естественном круглосуточном водоснабжении. По договору как счастливый год, когда максимальное количество потребителей будет обеспечено «постоянным водоснабжением»  - в договоре почему-то это неточное определение заменило собой «круглосуточное водоснабжение» - назван 2016-й. Но опять - таки т.н. «постоянное водоснабжение будет не у всех, а у 95% ереванцев. Почему?

-Ответ, я думаю, вы знаете не хуже меня. Самое главное - что можно обеспечить не всех, а там поди разберись - 5% это или 15%? Круглосуточное это водоснабжение или «постоянное»? Кроме того, для того, чтобы «Ереванджур» имел еще большую свободу от потребителя, предусмотрено, что 250 часов в год абонент может недополучать причитающуюся ему по графику воду из-за аварий. Если норматив будет превышен, то абонент может взыскать материальную компенсацию из расчета 17 литров в день на человека. Весьма гуманно, как вы понимаете. Но у нас перерывы водоподачи напрямую связаны с безопасностью, а это уже серьезно. Из-за трещин в трубах вода разжижает грунт, который не попадает в трубу из-за наличия давления в трубе. Воду перекрывают, давление в трубе, естественно, падает. А  потом, когда  водоподача возобновляется, то поток воды засасывает в трубу размытый грунт, в котором может оказаться все что угодно, в том числе и возбудители болезней. Их пытаются убить гиперхлорированием, что в свою очередь тоже отражается на здоровье. За рубежом существуют иные, более чистые способы очистки воды от возбудителей болезней - озонирование, ультрафиолетовое облучение, ультразвуковая обработка, но Армению прогрессивные технологии успешно обходят стороной. Будь у нас нормальные трубопроводы, и воду потребителю можно было бы поставлять, не обрабатывая - она чистая. Но из-за дырявых труб ее хлорируют, причем и степень хлорирования никем не фиксируется. Так что вам не узнать, сколько вы выпили реагентов хлора в стакане воды.

            У нас есть печальный опыт массовых отравлений в Арабкире, и нет никакой уверенности, что это отравление было последним. Если вы помните, тогда с огромным трудом пострадавшим удалось получить от «Ереванджура» копейки в виде материальной компенсации, потому что моральная компенсация, которая уже существует в России, у нас не предусмотрена. Зато в Законе об иностранных инвесторах право моральной компенсации  за нанесенный чиновниками ущерб работает. Т.е. в Армении на моральную компенсацию могут рассчитывать только иностранцы.

 -Мы перешли к законодательной базе. Это у нас случается достаточно часто - разбираешься в бытовой неурядице, а она приводит к несовершенству Конституции.

-И здесь примерно также. Во второй редакции Конституции от 2005 г. появилась статья 33.1 о монополиях, и было дано 2 года на создание законодательной базы под эту статью Конституции. В противном случае она работать не может. Так вот, годы прошли, законов нет, и в этом смысле решения КРОУ относительно монополий нелигитимны. Естественно, что в первую очередь необходимо внести изменения в законодательную базу, в частности в Водный кодекс и закон о регулирующем органе, т.е. КРОУ, чтобы соблюдался баланс интересов монополиста и потребителя, а не услужливо поднимались цены всякий раз, когда этого захочется монополисту. Необходимо уточнить положения договора и внести, наконец, в деятельность и Госкомитета, и «Дженерал дез О» публичность. Кстати, она предусмотрена в подписанной Арменией Орхусской Конвенции «о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» от 1998 г.  В Конвенции отдельно оговорено и водоснабжение, но я что-то не помню, чтобы кто-то из чиновников отнесся бы к ней серьезно. Так что французы тут ни при чем. Проблемы в нас, а не в них. Как мы разрешаем им работать - они так и работают. Воду и дальше будут разворовывать на очень высоком уровне, а цены на нее будут повышаться, чтобы мы могли из своих карманов покрывать воровство. А право на воровство будут подтверждать многочисленные ребята сурового вида на черных джипах с тонированными стеклами, вкусившие безнаказанности. А тут уже и самая совершенная Конституция  не поможет. У простых граждан есть право на чистую воду по разумной цене, в том числе и по Конституции. Но когда это будет - сказать очень трудно.  

                                                                       Арен Вардапетян

Последние материалы этого заголовка