Интервью

12.06.2009 17:06


Ерванд Манарян

Ерванд Манарян

Интервью с художественным руководителем театра «Агулис», актером Ервандом Манаряном

-Как Вы охарактеризовали нынешнее состояние Армении?

-Я придерживаюсь того мнения, что, начатое в 1988-ом году дело только сейчас принимает определенный вид. Нам только казалось, что мы свели счета со старым. Это не так. Старое очень жизнеспособно и нельзя с такой легкостью считать дело завершенным.

-Говоря «старое», кого или что Вы имеете в виду? Коммунистический общественный строй?

-Коммунистический общественный строй - очень определенный жизненный уклад. Он, конечно, изменился. Сегодня объявлено свободное хозяйствование. Однако ведение экономики  находится в руках людей с коммунистическим мышлением, пришедших из прошлого, которые, никогда не захотят упускать рычаги, которые у них под рукой. Получается, что продолжается то же самое явление. А если оно продолжается, то и отношение к этому должно быть соответствующим. И когда Левон Тер-Петросян заявлял, что выборы мэра для нас являются  продолжением президентских, то только теперь мы стали понимать, что это означает.

-Что это означает в контексте официальных результатов выборов мэра? Если АНК рассматривает выборы мера как второй тур президентских, получается, что он не достиг единственно поставленной перед собой цели.

-Дело все еще продолжается. Мы не просто избирали мэра. Что бы ни говорили в адрес Гагика Бегларяна, надо отметить, что он человек, выполняющий работу.  Однако главное то, по каким принципам он делает эту работу, ради чего, на какое место он ставит свой личный интерес и интересы общества. Этот сложный вопрос связан с корнями общественной системы.  Я сегодня читаю в прессе, что руководитель одного из наших  творческих союзов заявляет, что он является сторонником диктатуры. Он не принимает демократии. Это также свидетельствует о том, что у нас  есть проблема слома старого мышления.

-Как Вы думаете, является ли Левон Тер-Петросян тем политическим деятелем, который может поломать это старое мышление?

-Левон Тер-Петросян появился на политической арене после долгого перерыва, и он смог претворить в жизнь существование реальной  оппозиции. До этого мы имели фальшивую оппозицию. Это проблема. Нам нужно иметь реальную оппозицию. А кто будет ее возглавлять, это уже второстепенно.

-Как, по-вашему, что сейчас должен делать АНК?

-АНК является силой, которая возглавляет названную мною оппозицию. Если она сможет честно и правильно продвигать дело вперед, то оно будет успешным, а если нет, то народ выберет свой путь. Главное то, что у нас формируется реальная оппозиция вместо той мнимой, которая появилась еще в годы правления второго президента, и которая его же и руками была создана.

-Как Вы оцениваете выборы мэра?

-Общество, руководствующееся на протяжении долгих лет позорными выборами, не может сделать два шага вперед. Эти выборы не могли пройти нормально. Это было невозможно, и они ничем не отличались от выборов, которые имели место в последние годы. Мы общество, которое руководствуется взятками, нашей национальной характеристикой стала фальсификация. Очищение от этого - дело очень трудное. Но положение нужно исправить. Иначе не исключено, что голову начнут поднимать те социальные слои, которые действительно будут сторонниками тоталитарного государства.

-Во все времена авангардом борьбы с подобной ситуацией была интеллигенция. Как Вы оцениваете то, что многие из Ваших коллег всегда находятся рядом с властями? В частности, Владимир Мсрян и Мартын Вардазарян передали Гагику Бегларяну символ мэра Еревана.

- Это люди думают так. Не надо приклеивать какие-то ярлыки к  интеллигенции и отойти в сторону. Мы исключили одно очень важное обстоятельство в нашей жизни.  Любое общество имеет характер классификации. Мы эту классификацию сняли, поставив взамен нее патриотизм. Вот этот более патриотичен, другой менее...  Нет, любой человек защищает интересы своего класса.

- Интеллигент, готовый встать рядом с властями, интересы какого класса защищает?

- Во все общественные строи определенный слой интеллигенции шел вслед за властями, защищал их интересы, а часть интеллигентов руководствовалась своими принципами.

- Вас не беспокоит то, что в Армении со временем увеличивается армия интеллигентов, готовая восхвалять власти?

- Заботит. К сожалению, это так. Но речь идет о тех интеллигентах, которые обществу, так или иначе, знакомы. Наше телевидение постоянно одних и тех же лиц выпускает в эфир. В то время как есть интеллигенты, которые своими принципами могут быть полезными для общества, сказать правду. Кто интеллигенты? Учитель не интеллигент, врач не интеллигент? Интеллигентами являются архитектор, психолог...

- Вы сказали, что истинный интеллигент должен сказать правду. А Агарон Адибекян интеллигент?

- Не надо сомневаться в том, что он интеллигент. Ведь не сапожник же он? Ну а кому ставит на службу свою позицию интеллигента и насколько она честна, это уже другой вопрос. 

- В начале нашей беседы Вы отметили, что мы так и не можем освободиться от прошлого. Теперь мы живем с мышлением, присущим коммунистическому общественному порядку, царят нравы, присущие прежним временам?

- Да, мы двигаемся согласно мышлению коммунистического общественного порядка.  Это проявляется везде - в быту, политике. После 1998-ого года  у нас, бесстыдно фальсифицируя выборы, власти удерживают сами  себя.

- А до 1998 года выборы не фальсифицировались?

- В то время также были фальсификации, нечестности. Это был первый шаг к фальсификации, непорядочности. Однако все это со временем получило развитие, и мы сегодня оказались в опасной ситуации. Если в нашем обществе школы политизированы, при этом в политизированных школах царит та политическая сила, которая для удержания власти идет на все, что хочешь, то как можно от такого общества ожидать что-то хорошее.  Необходимо сделать все, чтобы эта ситуация изменилась.

                                                                                  Беседу вел Вахтанг Маргарян

Последние материалы этого заголовка