Интервью

27.04.2009 14:34


Интервью министра иностранных дел Армении Эдуарда Налбандяна директору информационного агентства Арменпресс Грайру Зоряну

Интервью министра иностранных дел Армении Эдуарда Налбандяна директору информационного агентства Арменпресс Грайру Зоряну

     Вопрос: Г-н министр, во-первых, хотел бы выразить благодарность за интервью, которое вы согласились дать по нашей просьбе. Внешняя политика Армении довольно актизировалась под вашим руководством.

    Ответ: Простите, г-н Зорян, что прерываю Вас, поскольку хотел бы подчеркнуть, что нашей внешней политикой руководит президент страны, я же руковожу министерством иностранных дел, главной миссией которого является реализация тех задач, которые поставлены главой государства.

    В-с: Будучи действующим председателем в разных международных организациях, Вы принимаете многочисленных гостей, совершаете разные визиты. Известно высказывание одного из видных дипломатов, что если министр иностранных дел не делает визитов, значит эта страна не имеет внешней политики. География Ваших визитов довольно широка, в ее рамки включена даже Турция, что, как будто бы, ново для нас?

    Ответ: Не думаю, что это новость, поскольку на протяжении ряда лет со дня провозглашения независимости Армении эти контакты между Арменией и Турцией были, были и визиты высокопоставленных должностных лиц и Армения всегда стремилась к нормализации отношений с Турцией без каких-либо условий.

    В-с: Как Вы оцениваете нынешний этап армяно-турецких отношений, в частности, с учетом тех мнений, что никогда наши отношения не заходили так далеко?

    Ответ: Я бы сказал, что они никогда не сближались настолько, действительно, поскольку, когда президент Турции Гюль посетил Армению по иницииативе президента РА, чтобы вместе смотреть футбольный матч, начался качественно новый этап в процессе нормализации двусторонних отношений. Очень важные встречи состоялись между президентами Армении и Турции, важная встреча имела место между президентом Армении и премьер-министром Турции в Давосе, многочисленные (около 10) встречи состоялись и на уровне министров иностранных дел двух стран, и сегодня мы пришли к тому заявлению, которое было сделано 22 апреля, которым отмечается прогресс в ходе переговоров.

    В-с: Есть мнения, что это заявление стало неожиданностью, даже прозвучали мнения о том, что мы были обмануты.

    Ответ: О какой неожиданности или обмане может идти речь? Знаете, что на протяжении месяцев президент, министр иностранных дел страны неоднократно заявляли о том, что Армения стремится установить полноценные отношения с Турцией, нормализовать их без каких-либо условий, и сегодня этим заявлением мы также отмечаем, что идем к урегулированию отношений, открытию границ без каких-либо предварительных условий. В этих обстоятельствах, о каком обмане или новости может идти речь?

    В-с: Вы говорите, что условий нет, но из Турции доносятся другие комментарии, озвучиваются другие мнения, а в Армении есть мнения, что мы идем на уступки.

    Ответ: Знаете, создается такое впечатление, что мы сами себе не верим, мы не верим в собственные силы, в наши возможности, не верим, что Армения, действительно, может добиться какого-то прогресса, всегда думаем, что если мы добились чего-то, то взамен ждем какого-то подвоха. То есть, если мы взобрались на дерево, то обязательно упадем на камни. Или мы думаем, что нас обязательно должны обмануть. Кто нас обманет? Если Турция, то она, в первую очередь, обманет себя, обманет мировое сообщество, обманет Соединенные Штаты, Россию, Евросоюз. Наше стремление искреннее и твердое: Армения стремится установить полноценные отношения с Турцией без всяких условий. И полагаю, у нас есть впечатление, что руководство Турции также стремиться продвинуться на этом пути и нормализовать отношения между двумя странами.

    В-с: Заявление было опубликовано 22 апреля - накануне годовщины Геноцида , что также дало повод к разного рода комментариям. Как Вы это прокомментируете?

    Ответ: Когда мы говорим о нормализации отношений без предварительных условий, мы подразумеваем, что не ставится в качестве условия решение карабахского вопроса или признание Геноцида армян. Нормализация отношений ни в коей мере не ставит под вопрос факт Геноцида армян, об этом неоднократно говорили президент страны, министр иностранных дел РА. Знаете, я надеюсь, что когда мы улучшим, урегулируем наши отношения, не только руководители нашей страны - Армении придут в Цицернакаберд, чтобы возложить цветы, но к ним присоединятся и руководители Турции. Почему мы не можем добиться того же, что сделали Шарль де Голль и Аденауэр. Я убежден в том, что придет день, когда этот шаг сделают также руководители Армении и Турции. И когда настанет удобный момент для подобного шага, если мы дойдем до этого дня, может быть это случится именно в апреле? В этом также, я думаю, может быть какой-то символ. И может быть и в том, что это заявление было сделано 22 апреля, тоже есть что-то симовлическое.

    В-с: Тем не менее, почему 22 апреля ночью?

    Ответ: Вы имеете в виду, почему ночью? Знаете, в дипломатии нет понятий ни дня, ни ночи, ни утра, ни вечера. Вообще, есть своя логика переговоров, которая приводит к определенным итогам, соответствующим подвижкам, о которых информируют общественность. Я помню, когда во Франции шел процесс признания Геноцида, когда в Сенате принимался закон о признании геноцида, то эти обсуждения продолжались и в полночь, а решение было принято в 4 часа утра. И никто не удивился, никто не спросил, «почему переговоры велись ночью и утром было принято это решение».

    В-с: Есть мнение, что Армения идет на переговоры с Турцией, поскольку события прошлого года в Грузии и мировой экономический кризис не оставляют, как бы, другого выхода Армении, которая вынуждена найти язык с Турцией.

    Ответ: Вы прекрасно знаете, что инициатива президента Республики Армения была проявлена месяцы назад, месяцы назад до известных событий в Осетии, а также то, что когда прозвучала эта инициатива экономика Армении развивалась двузначными цифрами, как и предыдущие 7-8 лет. Так что дело обстояло не так, как представляют: решение было принято вполне осознанно: мы должны нормализовать отношения с Турцией.

    В-с: Понятие «дорожная карта» внесло некоторую сумятицу, что представляет собой этот документ. Какие положения и принципы он содержит?

    Ответ: Знаете, это простая договоренность сторон: дорожная карта - это временной график тех шагов, которые должны быть сделаны сторонами для того, чтобы достигнутые договоренности вступили в силу и начали реализовываться: в этой карте нет каких-либо положений или принципов. Положения и принципы будут в том договоре или договорах, которые должны быть подписаны между сторонами.

   В-с: Как Вы прокомментируете международный резананс относительно армяно-турецких отношений?

   Ответ: Знаете, если бы мы жили в советское время, то сказали бы, что все прогрессивное человечество приветствует предпринимаемые Арменией шаги. Но сегодня мы, действительно, можем сказать, что многие страны, Евросоюз, Соединенные Штаты, Россия, Швейцария, которая выступала посредником в этом процессе, думаю, можем сказать, почти нет страны, которая не только не приветствовала бы, но и не оказывает всяческую поддержку в этом процессе. Может быть, есть одна страна, которая относится к этому с некоторыми оговорками, это Азербайджан. Но, полагаю, это неправильный подход, поскольку нормализация армяно-турецких отношений окажет только позитивное воздействие на весь регион, а Азербайджан является частью этого региона.

   В-с: Как Вы прокомментируете использование в послании президента США Барака Обамы словосочетания «Мец Егерн»?

   Ответ: Во-первых, скажу, что заявление президента Обамы - шаг вперед по сравнению с заявлениями других президентов Соединенных Штатов, сделанных по этому поводу. В этом заявлении есть очень сильные пункты. Президент Обама заявил, что он неоднократно высказывал свою позицию относительно событий 1915 г. и не изменил свое мнение. Президент Обама использовал в своем послании словосочетание «Мец Егерн», мы, армяне, сами используем как понятие «геноцид», так и «Мец Егерн». Но, конечно, армянство ожидало, что президент Соединенных Штатов использует слово «Геноцид». Поскольку мы говорим о президенте Соединенных Штатов, я хотел бы подчеркнуть то важное личное содействие, которое он оказывает в процессе нормализации армяно-турецких отношений.

   В-с: В последний период довольно активизировался переговорный процесс в рамках Минской группы ОБСЕ. Сопредседатели раз в месяц посещают регион: Ереван, Степанакерт, Баку. А также совершают отдельные визиты. Тем не менее, создается впечатление, что процесс топчется на месте. Вы согласны с этим мнением?

   Ответ: Я согласен с мнением, что да, и сегодня сопредседатели находятся в Ереване, процесс продолжается, знаете, что Азербайджан месяцами отказывался от переговоров на основе мадридских принципов урегулирования и пытался навязать ту резолюцию, которая была принята по предложению Азербайджана Генеральной Ассамблеей ООН. Однако, вы также знаете и то, что страны-сопредседатели проголосовали против, ни одна из стран Евросоюза не поддержала эту резолюцию и только 39 из 192 стран-членов ООН проголосовали «за» нее.

   Эту резолюцию Азербайджан на протяжении нескольких месяцев пытался навязать в качестве основы для переговоров. Азербайджан месяцами говорил лишь об одном принципе - территориальной целостности, со стороны Азербайджана постоянно звучали воинственные заявления.

   За последние месяцы многочисленные заявления приняты международными организациями, в различных инстанциях, которые созвучны нашей позиции. За последние месяцы не принято какой-либо резолюции по вопросу Карабаха, которая не соответствовала бы нашей позиции: будь то Московская декларация, под которой стоят подписи президентов Армении, Азербайджана и РФ. Несмотря на это, несколько дней спустя Азербайджан поставил под сомнение несколько положений этой декларации. Три декларации были приняты в начале декабря в Хельсинки: это декларация, принятая 56-тью министрами стран ОБСЕ, а также руководителями МИД трех стран-сопредседателей МГ ОБСЕ и Евросоюзом.

   И все эти три заявления, декларации созвучны нашим позициям и мы полностью разделяем те мнения, которые нашли отражение в этих заявлениях и поддерживаем их, считая, что если мы будем продвигаться в соответствии с этими документами, то, возможно, добьемся прогресса. В начале года Азербайджан попытался предпринять определенные шаги в ООН, дестабилизирующие шаги, начал распространять меморандумы - четыре меморандума, которые, фактически, стали еще одним важным препятствием в переговорном процессе.

   Страны-сопредседатели осудили эти шаги. Сегодня прослеживается определенная позитивная тенденция в процессе карабахского урегулирования, поскольку президент Азербайджана заявляет уже о решении карабахской проблемы на основе принципов международного права, то есть на основе всех принципов. И это, дейсивтельно, важная позитивная тенденция. Состоялись три встречи президентов Армении и Азербайджана - в Санкт-Петербурге, Москве и Цюрихе, а в ближайшее время, возможно, в мае, планируется еще одна встреча. Мы надеемся, что эта встреча будет позитивной и конструктивной и даст возможность активизировать переговоры, продвинуться на этом пути и приблизить позиции конфликтующих сторон.

   В-с: Озвучиваются различные комментарии, анализы относительно армяно-турецких отношений , карабахского урегулирования, что вносит некоторую сумятицу. Я надеюсь, что это интервью дало ответы на многие вопросы.

   Ответ: Если позволите, я хотел бы сказать, что довольно внимательно отношусь ко всем мнениям, которые высказываются аналитиками и пытаюсь использовать те положительные предложения, идеи, которые содержатся в этих анализах. Однако, есть и «исследования», в которых говорится: мы не знаем, что вы делаете, но знаем, что вы делаете неправильно. Ошибаетесь, поскольку не мы это делаем. А то, что мы сделали бы, мы вам не скажем. Это похоже на то, когда человек говорит, что не войдет в воду, пока не научится плавать, а пока не научился плавать, стоит на берегу и дает советы или рассуждает, как плавать, чтобы не утонуть.    Руководство страны должно иметь смелость взять на себя ответственность, принимать важные решения и их реализовывать. Сегодня мировое сообщество с уважением относится к Армении. Я говорю с уважением и не использую эмоциональных выражений - нас любят, или нас не любят: относятся с уважением. И знаете, это нормально, нормально в том смысле, что мы государство, мы имеем свои интересы, имеем свои задачи. И мы пытаемся понять проблемы и интересы других стран. И пытаемся, сочетая эти интересы, найти такие решения, которые устроили бы всех. Для нас, в первую очередь, важно то, чтобы они были эффективны и благоприятны, и были на благо нашего народа и государства.

Последние материалы этого заголовка