Редакционная статья

23.04.2009 09:50


О заднем уме, которым крепок армянин

О заднем уме, которым крепок армянин

 Часто приходится слышать о заднем уме армянина. Эта формулировка применяется как слабое утешение тогда, когда выясняется, что последствие предпринятого шага не просчитано. Этот «задний ум» стал нашей визитной карточкой и используется нами же в целях самобичевания, но с некоторым подтекстом самодовольства. Поскольку фольклорный турок  прямо-таки мечтает, чтобы задний ум армянина принадлежал ему. Представляете, насколько это льстит самолюбию: слышать о своем уме, хотя бы и заднем, такое? Черт с ним, что последствия употребления «заднего ума» трагичны, зато абстрактный турок мечтает его иметь.  

Одним словом, о заднем уме армянина мы сами придумали противоречивые легенды и живем в виртуальном мире этих легенд. Однако, исходя из сегодняшних политических реалий, можно сказать, что «задний ум» армянина обрел уже иное очарование, и этот задний ум, на самом деле, не такой уж и «задний». Просто мы его придумали, чтобы было чем оправдать наши хорошо продуманные ошибки, которые мы совершили из-за нашей недоброжелательности, эгоизма, корыстолюбия и иным причинам. После чего, получив по носу, задним числом начинали говорить о тех шагах, которые следовало сделать. И можно быть уверенным, что тот, кто знает, как это нужно было сделать задним числом, знал это и числом настоящим, но не сделал.  

Смотрите. С самого начала «футболизации» армяно-турецких отношений уже говорилось об опасностях и  возможных отрицательных его последствиях из-за отсутствия государственного стратегического расчета и планирования. Но был сделан подсчет личных выгод, и это стало главным. Все об этом знали, но всех на этом этапе, по разным причинам, устраивал дипломатический «футбол», и он состоялся.

Первой жертвой дипломатической эквилибристики, продемонстрированной нами признанным давним мастерам этого жанра, стал герб армянской футбольной сборной. Сис и Масис уступили свое место любимым животным республиканцев и «Процветающей Армении».

Не подумайте, что я против улучшения армяно - турецких отношений. Оно, действительно, нужно. Но если это делается без четкой концепции, без подготовки и с совершенно иными целями, после чего мы получаем суровые заявления гюлей и эрдоганов, то кому нужен такой футбол и такая инициативность? Мы не должны принимать позу просящего милостыню, чтобы турки думали, что если они не откроют границу - армяне умрут с голоду.  Если мы будем так себя позиционировать, то турки выдвинут тысячу и одно предусловие. И кто бы на их месте поступил иначе?

И до известного футбольного матча, и после было ясно, что нельзя было создавать доходящую до неприличия атмосферу «кумовства» с Турцией в Армении. Но с верхнего этажа власти был спущен «внутренний» указ и практически все, кто имел полученное сверху «добро» следить за  эфиром, такую устроили турецкую баню, что складывались впечатление, что мы всей нацией переселились в Анталию. Это сейчас на фоне армяно-турецкого футбольного фиаско тем же новоиспеченным дворцовым любителям теплых отношений  предписано подвергнуть Турцию всеобщему «осуждамсу».   А теперь мне хочется повторить совет, данный в одной из моих статей дворцовым лизоблюдам, специалистам по подхалимажу, с замиранием сердца ожидающих своего звездного часа карьеристам и др.: власть ныне переживает этап патриотизма. Кумовство с Турцией ныне не приветствуется и оплачивается плохо. Зато принимаются коллективные заявки на патриотические оргии. Скоро может восстановиться спонсируемый  РПА  обзор погоды, с помощью которого выражались особенности армянской «националистической географии» с использованием исключительно исторических армянских топонимов.  Т.е. этноверцы могут вернуться к своим истокам.

Вернемся к основной теме. Мы что, прошлой осенью не знали о позиции Турции и Азербайджана об армяно - турецкой границе и Карабахской проблеме? Знали, но каждый был занят личными расчетами. Касательно Турции у нас, можно сказать, царило национальное согласие. Это сейчас оппозиция и власть  пытаются ударить друг друга побольнее, называя друг дружку предателями и отступниками в вопросе признания Геноцида. Но факт в том, что власть тогда, по сути, затеявшая революцию, так и не получила серьезного отпора. Парадоксально, но митинг и демонстрацию, правда, «в легком весе»,  устроила АРФД, а оппозиция свой митинг отложила. Всему миру было продемонстрировано с телеэкранов,  что в вопросе Турции существует властная позиция Сержа Саргсяна и оппозиционная - АРФД. Те, кто следят за событиями в Армении по CNN и BBC, узнали, что в важнейшем и болезненном для Армении вопросе действуют две противоположные силы - Серж Саргсян и Дашнакцутюн. Но откуда было знать наивным европейцам и американцам, что президент Саргсян и АРФД находятся в той же самой властной коалиции и не противостоят друг другу, а лидер выступающей с требованием «Сер- жик,  уй - ди!»   оппозиции Левон Тер-Петросян приветствовал визит Гюля, но чрезвычайно противостоит тому же Сержу Саргсяну.

                И теперь, когда поезд ушел, ссылаться на задний ум и жалеть, что как же это мы тогда не провели митингов против Гюля, или как же это мы не сказали, что Турция все равно выдвинет неприемлемые предусловия, и не надо было Гюля звать в «наш садик».  Мы попросту не хотим признаться  в том, что «Турецкий гамбит» был использован с иной, внутренней целью. Все развивалось в условиях взаимной «подлости». Турки это отфиксировали и пошли в атаку.

                                                                                                                             Андраник Теванян

Последние материалы этого заголовка