Интервью

18.02.2011 16:57


Арцрун Пепанян

Арцрун Пепанян

Интервью с аналитиком Арцруном Пепаняном

-Не считаете, что сегодня в Армении во всех сферах критическая, роковая ситуация?

–Считаю. И даже хуже, чем вы описали или кто-то может описать, поскольку никто не может видеть все сферы сразу. Ситуация более чем роковая.

-Следовательно, к чему приведет всё это?

–Если так продолжится, то последствия будут очень печальными, поскольку мы находимся на пороге войны, постоянно есть опасность. Нам нужно общество с другими стандартами, другого качества, нужна другая система ценностей. Если так продолжится, то конец не будет хорошим.

-То есть, возможно, потеряем государство?

–Может быть, какой-то кусок останется, но будет это государством или нет, не могу сказать.

–Изо дня в день ухудшается социальная ситуация. Вместе с тем, изо дня в день власти всё больше заверяют в том, что всё очень хорошо. Не считаете, что это противоречие приведет к еще большему обострению? Возможно ли, что в Армении произойдет социальный бунт?

–Ну, власти, наверное, ничего другого и не могут сказать. Социальных бунтов не исключаю, но я не буду приветствовать это, поскольку они ни к чему хорошему не приведут. Если даже семь раз поменяем власть, всё равно, если мы не поймем, что нужно делать, никакого результата не будет. Некоторые, наверное, лелеют надежду, что будет бунт, они возьмут знамя, окажутся на верхушке баррикад… Но это ни к чему хорошему не приведет.

–Сегодня многие говорят, что ситуация плохая, часто добавляя, что всё равно ничего не изменится. Следствием чего является подобное мышление, и возможно ли его изменить?

–Вопрос в том, что когда смотришь обычный учебник по политологии, то кажется, что мы практически оказались перед неразрешимой проблемой, поэтому я понимаю отчаяние многих. Они учились по классическим, европейским примерам борьбы, которая не дает результата. Общество в очень плохом состоянии, власти деградируют, поэтому они не видят выхода. Но безвыходных ситуаций не бывает. Выход есть, просто для этого необходимо ответить на четыре вопроса: выяснить, чем болеет общество, поставить диагноз, попытаться выяснить историю болезни, выяснить, каким было общество в здоровом состоянии, когда было здоровым, а также определить негативное воздействие геополитических процессов. И после ответа на эти вопросы, разобраться, есть ли возможность излечить общество.

–У Вас самого есть ответ на эти 4 вопроса?

–Я в поисках. На 90% есть. Наша основная армянская проблема не в Серже Саргсяне, не в Роберте Кочаряне, не в Левоне Тер-Петросяне и даже не в дашнакцаканах Первой республики. Гарегин Нжде говорил, что тысячи лет находясь в рабстве, мы деградировали, утратили нашу систему ценностей и не в состоянии создать сносное общество. Это чрезвычайно сложная проблема. Я не знаю, оказывалось ли какое-либо общество в мире перед столь сложной проблемой или нет. Если являешься оппозицией, хочешь что-то изменить, сердобольно выходишь на борьбу, но не знаешь решения этой проблемы, то ясно, что результат будет плохим. Это то же самое, что врач хочет вылечить, но не знает диагноза. Понятно, что результат будет плохим, а врач утратит авторитет.

-То есть, можно заключить, что из указанных Вами четырех вопросов у Вас нет ответа только на один – возможно ли излечить общество?

–Возможно. Нет ничего невозможного. Если не можешь вылечить конкретного человека, то не можешь сказать, что лечения нет. Возможно, ты не знаешь, как лечить.  Когда-то были болезни, считавшиеся неизлечимыми, но ведь потом научились лечить. С обществом легче. Оно похоже на машину. Может быть сравнение не совсем удачное, но можно заменить детали, освежить… Но нужно понимать, что общество не шахматные фигуры.

-Под частями Вы имеете в виду смену оппозиции и власти?

–Нужно поменять: восстановить ту систему ценностей, которая была в хороший, здоровый период этого общества.

-Когда наше общество было здоровым?

–Можно посмотреть на нашу историю. Я не говорю смотреть на карту Армении. Невозможно, чтобы больное общество имело хорошую позицию в мире. Значит, у него была система ценностей.

–То есть, «больной» не безнадежен?

–В вопросе общества нет ничего невозможного. Просто необходимо получить ответы на указанные мной вопросы.

-Просто необходимы качественные части и квалифицированные врачи?

–Нужны люди, которые не предаются эмоциям. Если кто-то обвиняет кого-то, призывая к каким-то действиям, то ясно, что он не может решить эту проблему. Нужны люди, имеющие аналитическое мышление, которые могут контролировать свои эмоции, задавать вопросы и получить ответы до тех пор, пока не поймут, что происходит.

Беседу вела Арегназ Манукян

Последние материалы этого заголовка