Редакционная статья

17.02.2011 16:15


Левон Тер-Петросян стал гарантом сохранения власти Сержа Саргсяна

Левон Тер-Петросян стал гарантом сохранения власти Сержа Саргсяна

Главная политическая интрига последних дней получила развязку сегодня, когда был подписан новый коалиционный меморандум. До этого Гагик Царукян пытался сопротивляться давлению и сделать всё, чтобы избежать подписания, и это ему удавалось, свидетельством чему является съезд ППА.

Против Царукяна не сработали ни шантаж, ни ультиматумы. После этого на помощь Сержу Саргсяну пришли «эчмиадзинские монахи» во главе с Левоном Тер-Петросяном, и они совместными силами заставили ППА подписать меморандум. Предполагается, что Саргсян, пустив в ход «монахов», смог разобраться с исходящей изнутри власти угрозой.

Вчерашняя пресс-конференция свата лидера АНК Давида Шахназаряна состоялась не просто так, и очевидно был использован вариант «пустого барабана», большим любителем которого является «гибкий» лидер РПА.

Фактически, в борьбе против Царукяна Саргсян не добился успеха шантажами личного характера, но сумел путем привлечения левоновской оппозиции и «левоновской» прессы выудить у лидера ППА обещание о поддержке своей кандидатуры, что скорее напоминало полученное силой обещание, чем заверение о политическом сотрудничестве.

Ясно, что де-факто Царукян не поддерживает и не будет поддерживать Саргсяна, однако в данный момент властям была необходима «бумажка», которую они и получили.

Всё это показало, что сбылись все мои прогнозы и предостережения о том, что Тер-Петросян станет для Сержа Саргсяна новоиспеченным Гегамяном. Однако задним числом хотел бы внести в свои оценки маленькую корректировку. В своё время по части гегамянизации Левона я высказался слишком мягко, поскольку сегодняшний его поступок более отвратителен, чем поведение Гегамяна во время последних президентских выборов. Иными словами, уподоблять лидера АНК Гегамяну было бы для Левона комплиментом. По сравнению с последним, Гегамян является порядочным и незапятнанным политическим деятелем. Судите сами: в 2008г. Гегамян уже был дискредитированным  деятелем, у него не было поддержки общества и он оказывал услуги Саргсяну, так сказать, на личном уровне, в случае же с Левоном Тер-Петросяном, мы имеем дело с деятелем, обладающим определенным общественным ресурсом, который он, фактически, выставил на аукцион, и, как заявил Шахназарян, АНК стал гарантом стабильности в РА. Той самой «стабильности», которая обеспечивает сохранение и воспроизводство власти Сержа Саргсяна.

Было просто противно слушать слова Шахназаряна о том, что АНК не допустит внутривластной нестабильности. Сват Левона, фактически, обошел Гегамяна по всем критериям. И теперь участники запланированного на 18-е февраля митинга АНК и те, кто считают себя левоновцами, должны хорошо осознавать, что они собираются во имя сохранения стабильности власти Сержа Саргсяна. Люди должны хорошо осознавать и то, что новый коалиционный меморандум подписали не РПА, ППА и «Оринац еркир», а Серж Саргсян, Артур Багдасарян и Левон Тер-Петросян.

Выходит, что Левон Тер-Петросян сделал предметом торга жертв событий 1-го марта, политзаключенных, оппозиционно настроенных людей и всех тех, кто обеспечивает для него «массовку» на митингах АНК. Согласитесь, что это говорит об исполнении Тер-Петросяном роли своеобразного священника Гапона и на фоне всего этого Гегамян выглядит воплощением святости. Во всяком случае, из-за Гегамяна люди не погибали, он не заявлял, что готов сформировать со вчерашними противниками власть «национального спасения», он не занимался дешевым «монашеством» и гапонством с целью сохранения стабильности саргсяновской власти.

Незадолго до 1-го марта 2008г. Артур Багдасарян стал секретарем Совета национальной безопасности и аргументировал это желанием обеспечить стабильность страны, но всем было ясно, что клиент удовлетворил требования заказчика. Сейчас, фактически, Тер-Петросян аргументирует свою клиентизацию стремлением не допустить нестабильность в стране и внутри власти, но снова очевидно, что клиент обсуждал с заказчиком исключительно вопрос о количестве нулей. Примечательно, что и Багдасарян, и Тер-Петросян стали клиентами, используя формулировку «стабильность». Да, чтобы оправдать свое «монашество», иногда клиенты любят употреблять и словосочетание «государственный интерес».

Напомню, что до этого, Тер-Петросян оказывал Сержу Саргсяну услуги и во время армяно-турецкого процесса, когда отправил готовый к смене власти народ по домам и поддержал «футбольную» дипломатию. В Карабахском вопросе Тер-Петросян тоже выступил в роли «монаха» и ждал национальной катастрофы, чтобы исполнить роль и Петроса Гетадардза, чего ему, к счастью, пока не удалось (Петрос Гетадардз – армянский католикос, заключивший в 1021 году «Трапезундское соглашение», по которому Анийское царство передавалось Византии – прим.).

Нам остается лишь констатировать, что операция сотрудничества «Егиазар Айнтапци и эчмиадзинские монахи», на которую многократно намекал Левон, сейчас претворилась в жизнь. Учитывая линию Тер-Петросяна, можно сказать, что, да, политика, действительно, аморальна, но не надо забывать, что политика становится таковой, когда ей занимаются люди, имеющие соответствующую моральную характеристику.

Нужно также констатировать, что если человек склонен к сдаче территорий и является «кирвой» по натуре, то он всегда найдет язык с носителем той же «идеологии» и всегда будет готов сдать или сделать предметом торга тех, кто считаются его товарищами по команде – будь-то жертвы событий 1-го марта, политзаключенные или рядовые митингующие. Пусть будет стыдно всем тем, кто упрекал меня в том, что я считал Тер-Петросяна потенциальным Гегамяном и даже еще худшим. Теперь убедились, что я еще мягко выражался?

Что ж Левон сделал свое дело, но жизнь продолжается. Как будут развиваться события в дальнейшем – покажет время. Одно очевидно: нападение на Гагика Царукяна было нападением на все слои армянской буржуазии и, по большому счету, на институт частной собственности, а это означает, что у нас начнется позорный процесс раскулачивания в необольшевистском стиле, углубление экономического спада и увеличение масштабов эмиграции, что не приведет ни к чему хорошему, став угрозой для национальной безопасности Армении. Если армянский народ не осознает этого и не найдет в себе сил, чтобы противостоять всему этому, то мы можем получить вполне предсказуемый результат – потерю государственности. К сожалению, это сказано без преувеличения.

Андраник Теванян

P. S. Произошедшее с Гагиком Царукяном должно стать уроком для всех тех, кто не осознает, что, когда не занимаешься политикой, то политика занимается тобой.

Последние материалы этого заголовка