Интервью

27.01.2010 19:29


Сергей Шакарянц

Сергей Шакарянц

Интервью с политологом Сергеем Шакарянцом

-Как Вы оцениваете состоявшуюся 25-го января в Сочи трехстороннюю встречу президентов России, Армении и Азербайджана?

-Мы можем делать наши комментарии согласно той информации, что в соглашении, достигнутом относительно преамбулы Мадридских принципов, указано о предпочтении права народа Арцаха на самоопределение. Указано также, что законные власти Республики Арцах должны как можно раньше вернуться за стол переговоров. Поскольку переговоры продолжают оставаться достаточно секретными, то в ближайшее время я не вижу, чтобы какая-либо из сторон или кто-либо из сопредседателей Минской группы ОБСЕ сможет опубликовать то, к какому соглашению пришли стороны в ходе встречи.

-А как Вы считаете, в процессе есть динамика?

-На мой взгляд, да. Мы можем зафиксировать определенную положительную динамику, поскольку ожидается, что в Сочи Ильхам Алиев фактически не смог устоять перед предложением президента России Медведева, тем не менее, касаться Майндорфской декларации. Эта динамика в каком-то плане ему тоже выгодна, поскольку после этой встречи, из Баку, во всяком случае, пока не звучали какие-то воинственные лозунги или нет сведений другого рода.

-Насколько вероятно подписание рамочного соглашения по Карабаху до конца года?

-Наши власти, в частности министр иностранных дел Эдвард Налбандян, полунамеком дали всем понять, что вряд ли в течение 2010 года появится такой документ в окончательном виде, или тем более, будет он подписан. В этом плане я не разделяю заявление Горана Ленмаркера, которое он сделал несколько дней назад о том, что весной всё будет готово, чтобы стороны подписали договор. Я уже могу возразить ему и напомнить, что в результате переговоров в Сочи власти будто бы согласились, что представитель НКР в том или ином виде должен вернуться за стол переговоров, поскольку наступает тот момент, когда действительно все вопросы, которые Азербайджан желает обсудить, должен обсуждать с властями НКР. Остальные вопросы очень мало касаются Армении, и ясно, что если формат сегодняшних мирных переговоров в той или иной степени пересматривается в пользу возврата Степанакерта за стол переговоров, то мы понимаем, что из этого не исходит появление документа, поскольку в это время у Нагорного Карабаха уже будут те требования, которые мы обсуждали, и представили в СМИ, которые Азербайджан будет не в состоянии обойти, не дав ответа.

-В этом контексте как будет протекать процесс урегулирования армяно-турецких отношений?

-Прежде всего, я не связываю эти процессы. Об этом официально заявляли США, России и ЕС. Процесс урегулирования армяно-турецких отношений гораздо больше зависит от решений России, США, чем от того или иного исхода процесса урегулирования Карабахского конфликта. Давайте подождем проявлений недовольства России и США по поводу неконструктивной позиции Турции, и не будем связывать эти процессы. В действительности лишь турки и азербайджанцы считают, что эти процессы взаимосвязаны. Пусть мечтают, поскольку без мечты человек мертв, но это останется лишь мечтой. Это зависит от желаний сверхдержав - США, России, желаний Армении и Арцаха, и почему нет, также от желаний играющего важную роль в регионе Ирана. Мы часто забываем фактор Ирана. Если трезво будем оценивать,  то можем сказать, что вопрос Карабаха давно вышел из контекста армяно-турецкого процесса. Это делали не только мы - армяне, но нам помогли дружественные нам государства.

Тем не менее, будут ли ратифицированы армяно-турецкие протоколы до апреля?

- В данном вопросе я склонен не делать прогнозы и ждать решения России, США и ЕС, их влияние на Турцию. Тем не менее, всё зависит от разумных сроков. Если Турция не умещается в эти рамки, остальное становится бессмысленным.

Беседу вела Эгине Арутюнян

Последние материалы этого заголовка