Интервью

12.10.2010 18:29


Левон Мелик-Шахназарян

Левон Мелик-Шахназарян

Интервью с политологом Левоном Мелик-Шахназаряном

-С момента подписания армяно-турецких протоколов прошло около года. Какие у нас сегодня результаты с точки зрения нормализации отношений?

-Никаких результатов нет. Сначала события развивались очень интересно: нам удалось в какой-то мере посеять недоверие в отношения между Азербайджаном и Турцией, однако в ходе процесса власти Турции, подвергшись давлению, как со стороны Азербайджана, так и изнутри, начали ужесточать свои позиции, выдвигать предусловия, по причине которых эти протоколы стали потихоньку угасать.  К сожалению, в течение последних двух-трех недель снова стали говорить о ратификации протоколов и, по сути, нашу дипломатию ждет период тяжелых испытаний, поскольку наша цель должна заключаться в том, чтобы, не отрицая и не исключая процесс восстановления отношений, попытаться отстоять собственные интересы и то, чтобы эти протоколы не были каким-либо образом связаны с урегулированием Карабахской проблемы. Если мы добьемся этого, то сможем сказать, что добились успеха, а если нет, то эти протоколы не должны быть ратифицированы, ни нашим правительством, ни нашим парламентом. Если подведем итоги, то можем сказать, что в течение года эти протоколы прошли  несколько этапов. На первом этапе у обеих сторон было воодушевление и, как следствие этого воодушевления, - давление Азербайджана, появление недоверия в азербайджано-турецких отношениях, после чего наоборот - более близкие отношения между Азербайджаном и Турцией и тупик в вопросе ратификации протоколов. Сейчас третий этап, во время которого, по сути, обе стороны начинают идти на давление внешних сил. Насколько будет возможным противостоять им, покажет время. Однако, повторю, что любая уступка в Карабахском вопросе и согласие на то, чтобы эта ратификация была обусловлена Карабахским вопросом неприемлема.

-Видите ли Вы вероятность того, что в ближайшем будущем протоколы будут ратифицированы?

-Если Турция снимет свои предусловия, то, к сожалению, вижу, поскольку искренне говоря, я сам не хотел бы этого, исходя из различных причин.

-На Ваш взгляд, Турция отступит от своих предусловий?

-Уверен, что Турция не снимет свои предусловия, поскольку не захочет окончательно ухудшить отношения с Азербайджаном, а это значит, что эти протоколы не будут ратифицированы.

-Недавно в Арцахе проводилась полевая миссия ОБСЕ по сбору фактов. Может ли это как-то повлиять на переговорный процесс?

-Мы должны помнить, что точно такая же миссия была осуществлена в 2005г. Тогда они составили очень расплывчатый отчет, в котором обвинялись обе стороны и обе стороны же оправдывались. Так что, этот документ не имел никакого значения. Скорее всего, в этот раз будет то же самое. Однако, здесь есть моменты, на которые я хотел бы указать. Во-первых, мне, как гражданину Армении, не по себе от того, что эта миссия не увидит на освобожденных территориях никаких изменений. Мы на государственном уровне не смогли, не захотели или не имели возможность, но в любом случае, не совершили освоение. Мы не освоили эти территории. Это очень плохо для нас. Миссия должна была увидеть там заселенные деревни, дома в удовлетворительном состоянии, школы, дороги и так далее. После этого было бы не важно, что они напишут и скажут. Пусть написали бы, что мы действительно были агрессорами, освоили и так далее, но мы этого не сделали. Нам наплевать, кто приедет и что напишет.

-Кто виноват, что освобожденные территории не были освоены?

-Как население, так и власти. Вина населения в том, что, будучи оседлой нацией, мы с трудом переселяемся, а если переселяемся, то в поисках хорошей жизни можем оставить и уехать в дальние страны, где, хотя бы по описаниям, жизнь лучше, чем в Армении. С другой стороны, конечно, есть вина властей, поскольку если бы была серьезная программа и были выделены средства на ее реализацию, то люди жили бы на этих территориях. Народ обвиняет власти, а власти - народ. Сейчас мы имеем то, что имеем: освобожденные территории, не имеющие нормальных условий для заселения. Если даже люди об этом не напишут, но это оставит впечатление, то оно как-то проявится. Если мы сегодня не можем заселить 7-8 тысяч квадратных километров территории, которая до 1918г. была населена армянами, то, как мы можем думать, мечтать об освобождении Западной Армении? Наш народ сегодня не проявляет большого желания переселиться туда. Нельзя превращать освобожденные территории Арцаха в военную базу. Это часть Родины, на которой должна обрабатываться земля, где должны сажаться деревья, а из домов должен выходить дым. К сожаленью, этого не происходит. Думаю, что здесь вина одинаково ложится на народ и на власти.

Беседу вела Сюзи Мелконян

Последние материалы этого заголовка