Интервью

20.02.2015 12:18


Роман Гришенин: «Основная задача – нормализация армяно-азербайджанских отношений»

Роман  Гришенин: «Основная задача – нормализация армяно-азербайджанских отношений»

Интервью с заместителем исполнительного директора Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова Романом Гришениным

-Как Вы оцениваете армяно-российские отношения в целом, а также на фоне январских событий в Гюмри?

-Я хочу сказать, что российско-армянские отношения традиционно всегда были хорошими. Я уверен в том, что таковыми и остались. У нас есть общая история, у нас есть также те 20 лет, в течение которых Россия и Армения взаимодействовали в значительно меньшей степени, чем до этого. Я не могу назвать трагические события, которые произошли в январе, инцидентом. Это трагедия, за которую мне чрезвычайно больно, и мне очень неприятно, что это произошло. Я считаю, что на российско-армянские отношения она не повлияет. Безусловно, необходимо провести объективное следствие по этой трагедии и обеспечить должное взаимодействие армянских и российских следственных и судебных органов.

- На территории какой страны, по-вашему, должен проходить суд по делу Валерия Пермякова, и на территории какой страны он должен отбывать наказание?

-Я не являюсь специалистом по международному и конституционному праву, но как человек и гражданин РФ считаю, что суд должен происходить по месту преступления. Безусловно, это мое личное мнение, но как представитель российской некоммерческой структуры, я считаю также, что при определении места проведения суда, безусловно, должны быть учтены международные договора и конституции Российской Федерации и Армении.

-Армения стала членом ЕАЭС. Как это повлияет и повлияет ли на более тесное сотрудничество Республики Армения и Российской Федерации в ОДКБ?

-Я считаю, что российский и армянский народы, несмотря на те 20 с небольшим лет охлаждения отношений, по-прежнему соединены пуповиной. Безусловно, мы – братские народы, и я уверен, что у нас будет великолепное общее будущее. Уверен также, что партнерство и любое сотрудничество должно основываться, во-первых, на взаимном уважении и взаимной выгоде. Однако цементом, фундаментом сотрудничества должны быть очень хорошие братские отношения между народами.

-Что Вы подразумеваете под «охлаждением отношений»?

-Все таки мы немного дистанцировались друг от друга в плане культуры. В свое время, в конце 80-х годов, 89% армян, граждан Армении были билингвами. Сейчас мы с большим прискорбием наблюдаем, что в процентном отношении молодых армян, которые знают, свободно владеют русским языком, стало существенно меньше. Несомненно, это прискорбно, но, с другой стороны, это должно быть прискорбно и для армян, потому что мы, как Фонд Горчакова, как инструмент российской «мягкой» силы – я не люблю это слово, но давайте оперировать общепризнанными категориями, – мы хотим представить Россию за границей и здесь, в Армении, как некий цивилизационный проект в совокупности достоинств и недостатков РФ. У нас, безусловно, масса проблем, с которыми необходимо бороться, но, тем не менее, имеется большое количество достоинств, которые необходимо использовать совместно. В частности, сейчас представительство Россотрудничества вводит для представителей Армении в том числе программу обучения в России, русских вузах. Я считаю, что это великолепная идея, и необходимо представить РФ также как страну, которая предоставляет возможность социального лифта для молодежи в профессиональном плане. В первую очередь, чтобы получить образование на русском языке, для чего необходимы достаточно серьезные базовые знания, высокий уровень владения русским языком. К сожалению, в Армении сейчас нет таких возможностей, которые были лет 25 назад. Тем не менее, это тоже необходимо преодолевать. Если говорить о взаимодействии с Фондом «Русский мир», то мы совместно постараемся сделать так, чтобы русский язык и русская культура стали настолько же близки армянскому народу, насколько это было в недавнем прошлом.

-Вы отметили, что уровень владения русским языком гражданами Армении понизился, но не считаете ли Вы, что это вполне нормальное явление, особенно после приобретения Арменией независимости?

-Я просто считаю, что в Армении на протяжении длительного времени работают зарубежные, в первую очередь западные иностранные организации, и они, как актуально говорить о социальных лифтах, действительно показали армянской молодежи возможности социального лифта на Западе. Сейчас, со вступлением Армении в ЕАЭС, для молодых граждан РА стали более открытыми социальные лифты в России. Безусловно, с удовольствием будем рады видеть молодых армян, обучающихся в ведущих российских вузах, и смею вас заверить – там образовательный уровень практически не отличается от уровня образования в ведущих университетах Запада.

-Республика Армения, как и Российская Федерация, является государством-членом ОДКБ. Кроме того, Россия и Армения являются стратегическими союзниками. Как Вы прокомментируете поставки Россией наступательного вооружения Азербайджану?

-Знаете, я хочу сказать о том, что история Российской Федерации, российского государства имеет глубокие корни, и вся история России свидетельствует о том, что мы ни разу никогда не отступали от выполнения долга своих союзнических обязательств. Я считаю, что логика тех людей, которые говорят, что если бы РФ не осуществляла поставки вооружения Азербайджану, эту нишу заменили бы другие поставщики, верна. Я бы не делал акцент на том, поставляется вооружение или нет – основная задача, которую я вижу, это нормализация армяно-азербайджанских отношений. И уверен, что Фонд Горчакова, который является российским, сделает все возможное для того, чтобы в обозримом будущем уже наши будущие поколения стали свидетелями того, что все территориальные и иные вопросы, которые препятствуют нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией, были сняты с повестки дня.

В этом контексте хотел бы еще добавить, процитировать академика Примакова, который говорил о нормализации отношений между Абхазией и Грузией. Он сказал, что главное – это то, что люди всегда должны договариваться, то же самое должны делать и государства. Обязательно необходимо начинать переговорный процесс. Даже если он, казалось бы, заходит в тупик, необходимо снова пытаться договориться, и все вопросы должны решаться отнюдь не в поле с оружием, а за столом переговоров.

Беседу вела Мери Мовсисян

Последние материалы этого заголовка