Редакционная статья

22.09.2009 18:54


Армения на пути независимости

Армения на пути независимости

21 сентября нашему государству исполнилось 18 лет. То есть, мы уже совершеннолетние и время идти в «армию». Но действительно ли мы готовы служить в «армии», то есть, ежедневной кропотливой работой построить независимую Армению. Попробуем ответить на этот вопрос.

Во время любых мало-мальски многолюдных армянских застолий красной нитью проходят две основные тосты или темы для разговора, которые, по сути, содержат в себе  противоречивые цели.

Часть тостов носит явный «пацифистский» характер. Участники застолья желают друг другу обязательно иметь сына, а если мальчик уже есть, то обязательно пьют за возможность освобождения от армии. Если открыто не пьют этот тост, то подтекст разговоров следующий: «Наш сладкий ребенок не должен быть отдан на растерзание собак и волков. Надо с сегодняшнего дня уже искать в военкомате человека, чтобы он (скажем Тигранчик) не пошел в армию».

Когда доза используемого участниками пирушки напитка доводит их до соответствующей кондиции, то на первый план выдвигается второй букет тостов или разговоров, содержащих «притязания», по теме «а это выпьем за то, чтобы иметь Армению от моря до моря». Подвыпившие участники в этот момент, как правило,  вспоминают Тиграна Великого и чувствуют себя хорошо, что и мальчика, который должен освободиться от армии, тоже зовут Тиграном.

Таким образом, во время армянских застолий произнесенные противоречивые тосты или пожелания показывают, что наше мышление не независимо и основано на идее спастись и жить посредством 3-й силы. И это «естественно», поскольку лишь армянской «шустростью» возможна «реализация» вышеназванных 2 программ.  

Смотрите, если хотим с одной стороны Армению от моря до моря, а с другой стороны стремимся сделать реальностью программу не отправлять мальчика в армию, то в этом случае армянская политическая «мысль» должна найти «гениальное» решение. И «нашла» - многие считают, что можно посредством русского, американца, француза (сейчас стало модным и турка) решить все наши проблемы. Армянская политическая «мысль» считает, что, правильно убеждая 3-ю силу, можно ловко урегулировать собственные проблемы с душещипательными обоснованиями «Ведь мы пострадавший народ. Помимо того, мы первыми приняли на государственном уровне христианство и нас мучить нельзя. Мы уже столько намучились, что пусть и другие наши проблемы урегулируют». И когда выясняется, что лишь сам можешь свои проблемы решить, мы впадаем в глубокую депрессию и не верим в наши силы даже в то время, когда уже решаем наши очень важные проблемы. Армянская политическая «мысль» в этот момент находит какую-то третью силу и ему приписывает собственный успех. Так было и в  связи с победой в Арцахской войне. Среднестатистический армянин «глубокомысленно» замечает, что лишь благодаря русским удалось одержать победу на поле брани в Арцахе. Так, наверное, надежнее и спокойнее. А то затем должен стать  хозяином своей победы, а это требует сверхнапряжения сил, которое не входит в наши «программы». Когда уверен, что другие за тебя одержали победу, то и сверхнапряжения сил требуешь от другого и спокойно живешь. И если вдруг этот другой не оправдает твои надежды, то, ничего, можешь в статусе вечно недовольного продолжать мечтать об Армении от моря до моря и освобождать своего парня от армии...

В 1988-м многие считали, что если напишем хорошее письмо Горбачеву и Лигачеву, то Арцах дадут нам. Не случайно, что армянский народ требовал Арцах с плакатами  на руках «Ленин, Партия, Горбачев». Потом выяснилось, что это не так, если хочешь, чтобы Арцах был твоим и тамошних армян не резали, то должен воевать. Вот к этому большая часть народа 88-ого была не готова. Друг другу были противопоставлены идеи освобождения от армии или служения в армии в статусе «хлебореза» и Армения от моря к морю.

После операции «Кольцо» у многих открылись глаза, и стало понятно, что третья сила не только не спасает нас, но и может применить насилие - советские войска и азербайджанский ОМОН опустошали северные части Карабаха. Альтернативы не осталось. Надо было сражаться. Кстати, среди политических сил Армении были люди, которые во время войны говорили о возможности оставить Арцах в составе Азербайджана. По их мнению, в этом случае Азербайджан прекратит обстрелы в сторону Ноемберяна, Иджевана или Капана. На наше «миролюбие» президент азеров Эльчибей отвечал заявлением о своем желании мыть сапоги в Севане. Лишь после этого в политической элите Армении окончательно осознали, что война в Арцахе не только для армян Арцаха. Это произошло лишь в 1992 году, и было решено осуществить операцию по освобождению Шуши. До этого война шла во всей своей жестокостью, а в Ереване были люди, которые говорили о мирном житье с Азербайджаном.

Несомненно, кто-либо не против мирного жития с соседями, но если у противоположной стороны  другой подход, то единственный вариант достижения мира - дать агрессору равноценный ответ. Удивительно, но эти простые истины до сегодняшнего дня некоторые не поняли. Известно, что лишь с сильным считаются. В 1994-м Азербайджан подписал, так называемый, документ о перемирии не по той причине, что хотел мира, а что был вынужден.

К сожалению, до сих пор мы не осознали, что благодаря войне в Арцахе, мы встали на путь построения независимого государства. И сейчас есть люди, которые отделяют интересы Армении и Арцаха. Это следствие неимения  на протяжении столетий государства и клерикально-консервативного мышления.  

Сегодня, когда у нас есть независимое государство, самое время воспитать полноценного гражданина РА, чтобы он избавился от мышления надеяться на 3-ю силу, избавился от самоуничтожающих мифов и иллюзий и своей каждодневной деятельностью строил наше независимое государство.  

На сложном и извилистом пути независимости мы уже развеяли множество мифов и иллюзий, излечились от детской болезни новонезависимой Армении и получили прививки против некоторых вирусов, но против главного вируса у нас пока нет иммунитета.

Например, народная молва 88-ого благополучную жизнь граждан независимого государства РА представляла формулой «Продадим минеральную воду Джермук и молибден и будем жить». Однако жизнь показала, что это не так. Джермук и молибден, да, продаем, но наше государство еще отсталое, а значительная часть нашего народа еще в крайней нищете. Ныне миф о «Джермуке» развеялся, и его упоминание может вызвать улыбку у среднестатистического гражданина, а в то время это достаточно серьезным  образом обсуждалось, и пока своими глазами не увидели, не убедились, что лишь «Джермуком» Армению нельзя содержать (хотя и сейчас архитекторы «Армянского мира» привязались к Джермуку (опять Джермук) и не отвяжутся - начали решать вопрос комаров, но тема этих младореформистов - другая история и находится за рамками этой публикации).  

Самый большой миф и иллюзии, муссируемые в наши дни, это то, что открыв границу с Турцией и Азербайджаном, будет падать манна небесная для армянского народа, а в противном случае мы будем задушены. При этом этот миф со стороны властей и оппозиции различных лет пропагандировался посредством прессы и другими возможными способами настолько долго (начиная с 1990 года, когда   госминистром по идеологии назначался человек, который пытался вопрос Арцаха всячески отделить от Армении и видел армян Арцаха в составе Азербайджана), что сейчас почти все политическое поле Армении, от властей до оппозиции, стало членами партии «Кирваякан»  (кумовство) и заразилось «турецким гриппом».

Миф «о единственной возможности хорошего жития Серго джан» особенно рекламировался во время президентских выборов  2008-ого года, который  пропагандировался при помощи формулы «Пока граница с Турцией и Азербайджаном не будет открыта, мы не будем жить хорошо».

Заметим, что по сравнению с мифом «Продав Джермук, будем хорошо жить» миф «С кирваутюном навстречу счастью» более опасен и носит антигосударственный характер, направленный против независимости. Надо констатировать, что вирус «турецкого гриппа» среди нас распространился очень последовательно и против него наша нация пока не получила «прививки». Дело в том, что, если открытые границы отождествляются со счастливой жизнью, то у избегающего «армии» и пока не выправившего спину среднестатистического гражданина РА возникает соблазн идти на уступки по таким вопросам, какими являются международное признание Арцаха и Армянского геноцида. Формула «Сдадим Карабах, будем жить хорошо» отождествлен с кодом «Откроем границы, будем жить хорошо». В результате средний армянин начинает убегать от национальных проблем и делает их предметом торга. Виновные в этом, несомненно, те политические силы, которые на протяжении лет пропагандировали эти тезисы. Но будем откровенны, средний армянский гражданин также пытается избегать прилагать усилия и в результате получаются армяно-турецкие парафированные протоколы.

Шаги нынешнего президента РА - вариант сконцентрированного армянского клерикально-консервативного мышления, и Серж Саргсян занят практической реализацией кирваутюна. В то время как подход должен быть следующий, да, нам нужны открытые границы, но не за счет нашей безопасности. Если Турция ценою уступок Арцаха должна открыть границу, о чем вновь заявил премьер-министр  Эрдоган, то нам не нужны такие открытые границы. Это надо хорошо понять, иначе можем потерять государство. Чтобы из сброда стать нацией, надо каждый день бороться за это. Чтобы из территории превратиться в современное государство надо приложить усилия для этого. Просто так ничего не бывает. Хорошо жить можно также в Париже или Дубаях. Мощными бывают те нации, которые могут ежедневными усилиями построить собственное государство и не убегать, как дезертиры, от национальных проблем, и хорошо жить в собственной стране. Нельзя ненавидеть собственные победы и комплексовать от этого.

Удивительно, но мы так и не пропустили через себя арцахские победы и не насладились нашим геройством. После того, как несколько столетий не освобождаешь земли, а затем, приобретая их, не ценишь это - это уже признак общественной болезни. Наличие независимого государства теперь нам дает шанс очиститься и излечиться. Будет общественное оздоровление, будем иметь независимое государство, которое мы завоевали посредством национально-освободительной борьбы, а не по решению Верховного Совета РА. Не будет самоочищения, останемся в прогнившем состоянии, и никакой реальной независимости не будем иметь. Сейчас время выбора.  На поле власти и оппозиции (разделение не идеологическое) загнивание политического мышления дошло до критической точки. После этого будет или общенациональное извержение, или медленное уничтожение. Каждый должен принять свое решение. Необходимо окончательно избавиться от грязного вируса самозабвенного кирваутюна.

Андраник Теванян

 P.S.: Недавно в связи с Арцахской проблемой я был приглашен вести семинар. На него пришло около 40 молодых парней и девушек. Когда я спросил, каков проармянский вариант решения Арцахского конфликта, я получил ошеломляющие ответы. Конечно не все, но большая часть участников семинара решение вопроса Арцаха представляла себе посредством сдачи земель. Между ними шел спор о том, сдавать 5,6 или 7 районов. К счастью, сдающих Азербайджану территорию бывшего НКАО  не было. Так же, к счастью, были и сторонники сохранения всей территории сегодняшнего Арцаха, однако их было мало.

«Миролюбивая» молодежь с такой легкостью говорила о сдаче нескольких районов, что я попросту был потрясен. На мой вопрос о том, что в случае сдачи Арцаха Алиев захочет в придачу и Сюник, и сдачей земли этот вопрос не  решится, а лишь быстрее начнется война, мне отвечали, что рядом с нами встанет мировая общественность, если азербайджанцы снова решат мыть сапоги в Севане.  

Мой следующий вопрос касался названий тех районов, которые некоторые из участников семинара были готовы с легкостью сдать. Выяснилось, что они из 7-ми освобожденных районов максимум знают названия 3-4-х: Келбаджар, Лачин и Агдам (Агдам, наверное, знают по той причине, что Серж Саргсян не считает его своей родиной и эта тема получила хорошую раскрутку). То есть, эти люди сдавали территории, не зная даже их названий.

Несомненно, в ходе семинара, когда я один за другим представил названия всех освобожденных территорий, объяснил, почему тот или иной район освобождался, а также представил свои подходы относительно решения Арцахской проблемы, в конце встречи остался только один, который по-прежнему говорил о сдаче освобожденных территорий, но их число он  с 7-ми опустил до 5-и. Остальные уже говорили о развитии Армении и Арцаха, заселении освобожденных территорий, улучшении нашей внутренней жизни и усилении нашей экономики. Они, так же, как и я, высказывались в пользу  установления с Турцией и Азербайджаном добрососедских отношений и открытие границы, но не ценой утраты нашей безопасности, которая полностью лишает смысла идею открытых границ.  

Я не обвиняю эти молодых людей. То, что сегодня происходит среди нас, является следствием долгого отсутствия независимого государства и мышления нашей политической элиты. Кто пропагандировал этим молодым о наших победах, кто постоял за наши победы?  Никто. Сейчас у нас есть шанс стать нормальной страной, просто сегодня внутренняя грязь нашего национального «Я» и сорняки вышли наружу. Политические силы, перекликаясь друг с другом, хотят пуститься в гонки по сдаче земель и пораженчеству и первыми дойти до пункта назначения, но я уверен, что это у них не получится.    

Нормальные отношения с турками и азербайджанцами будут только в том случае, когда Арменией будут руководить люди с политически  здоровым мышлением. Сегодняшние «миролюбцы», предстающие в лице власти и оппозиции, в реальности ведут страну к войне и новым разрушениям. Но не стоит отчаиваться. Наступит также время национального пробуждения. Пока гной не «созреет», он не выйдет. Сейчас мы на практике видим, что означает идея «Любой ценой иметь открытые границы», это приводит к потере безопасности в вопросе Арцаха  и забвению Геноцида армян.

Может быть, нам нужен был сегодняшний этап, чтобы лопнул миф о самозабвенном кирваутюне, и мы освободились бы от гибельных для нации иллюзий. Может быть. Следовательно, нет худа без добра. Сейчас мы получили возможность очиститься от загрязняющих армянскую атмосферу отравляющих идей. В этом плане и Серж Саргсян, независимо от своей воли, выполняет положительную функцию. Очень скоро с арены уйдет вирусоносный  миф, уйдут также идейные носители этого мифа и его сегодняшние реализаторы.

Последние материалы этого заголовка