Интервью

30.06.2009 18:10


Эдвард Антинян

Эдвард Антинян

Интервью с заместителем атенапета (председателя) Либерально-демократической партии Армении Эдвардом Антиняном

- Президент Грузии с официальным визитов посетил Армению, удостоился государственной награды РА. За этим последовала жесткая реакция России. Как, по-вашему, о чем это говорит?

-Наши отношения с Грузией не должны быть обусловлены отношениями с какой-либо страной. Даже, если третьей стороной является такое мощное государство, как Россия, с которой у нас стратегическое партнерство.

Получается, что мы позволили, чтобы, скажем, депутат Госдумы России мог себе позволить пригрозить пальчиком и сказать  «не плюйте в колодец, из которого еще будете пить воду»?

-И это, и многочисленные оценки российской прессы, и даже все те оценки, которые были в нашей прессе, все говорит о том, что российская политическая элита, не только не рассматривает нас как стратегического партнера, но в их сознании уже закрепилось, что Армения их бедный родственник, да еще неродной. И если наш президент пытается обусловить это отношениями с дружественной страной, все равно удостаивается обидных выражений. Это даже не ревность. Ревность проявляется иначе. Оценки, исходящие от политических кругов России опустились до уровня оскорблений. Из этого нужно делать серьезные выводы.

- Не думаете, что вместо того, чтоб делать выводы, мы делаем вид, что ничего не слышали и не видели. В то время как события вокруг нас довольно-таки быстро следуют  друг за другом.

- Получилось так, что президент Армении наградил президента дружественной страны и северного соседа, посредством которого общается со всем миром, орденом и удостоился жестких оценок. Это говорит об одном - если мы говорим, что наша внешняя политика инициативная, то в этой инициативной политике нет логики, в результате чего мы поймем, что в случае того или иного шага, предпринятого нами, будем иметь и друзей, и врагов.

- Россия по рекордной цене будет закупать газ у Азербайджана. Наверное, вы в курсе, что во время совместной пресс-конференции президентов России и Азербайджана какие акценты были поставлены. Это не говорит о том, что стратегическим партнером России является «де факто» уже Азербайджан, а не мы?

- Да. И это от того, что, когда Армения должна была вести взвешенную политику, повернула вектор в направлении России, которая назло всему региону вела свою политику. И ныне видим ее результаты. Это результат неосознанной политики, что мы ведем инициативную политику там, где всегда терпели поражение. Возьмем даже переговорный процесс с Турцией.

- Сказанное Вами относится также к урегулированию карабахского конфликта?

- Планка переговорного процесса карабахского конфликта очень серьезно снизилась.

- То есть?

- Даже в то время, при Роберте Кочаряне, переговоры шли только лишь вокруг освобожденных пяти районов. О Кельбаджаре и Лачине речи даже не было. А сегодня очень спокойно говорится о всех семи районах. При этом, если прежде Азербайджан пытался лишь намекнуть на это, то армянская сторона угрожала прекратить переговоры. Не говорю уже о Карабахе.

- Получается, что все понимают серьезность создавшегося положения, кроме властей Армении?

-Власти Армении также понимают, что происходит. Однако они  достаточно слабы, чтобы во время общения с миром могли защищать интересы Армении, но достаточно сильны, чтобы могли внутри Армении сохранить свою власть. То есть, мы государство  примерно типа Северной Кореи. Какая разница, сейчас у нас есть ракета или нет?

- Хотите сказать, что когда захотят, на нас надавят?

- Да. Вся задача в том, что вся наша сила хватает, чтобы на полуголодное население наложить свой устав. И все. Для этого есть сила...

- И сколько это может продолжаться?

-Проблема в следующем - мы видим экономический спад, видим, в какой мере углубляем нашу зависимость от России, параллельно чему Россия считает, что наши отношения находятся под угрозой.   Видим как Россия углубляет свои связи с Азербайджаном... А что делаем мы? Вновь возьмем пример Турции. Турция просто отказала нам, поставив перед нами четкие предусловия. В конце концов, если мы сегодня попытаемся сделать какие-то заключения, то должны зафиксировать, что имеем очень серьезное отступление.

- Фактически, внешнюю политику Армении сегодня вы расцениваете как провальную?

- Наш министр иностранных дел с ознакомительными визитами бродит по всему миру. Конечно, это я положительно оцениваю. Но неплохо было бы, чтобы его в первую очередь ознакомили с Арменией. Эдвард Налбандян достаточно серьезно оторван от армянской действительности. Непонятно, что он представляет за рубежом.

-Если министр иностранных дел Армении оторван от действительности, то в вопросе реализации внешней политики как это отражается на стиль поведения президента страны?

- У Эдварда Налбандяна уже был причина сказать, что ориентиры внешней политики он не решает. Он сразу указал на адресата - Сержа Саргсяна. Указал открыто.  Говорю откровенно, если б сегодня у нас был бы прогресс, я бы это констатировал. Возьмем внешнюю политику. Нас постоянно принуждают, чтобы мы решали не проблему армян Джавахка, а исходя из интересов России, использовать армян Джавахка для того, чтобы подвергнуть шантажу Грузию. Параллельно, Россия обвиняет нас в улучшении отношений с Грузией, Турция не собирается открыть с нами границу, поскольку не решена карабахская проблема, Азербайджан же говорит, что еще более улучшит свои отношения с Россией, страной сопредседателем Минской группы ОБСЕ, параллельно сохраняя стабильные отношения с Западом. То есть, Азербайджан постоянно оставляет себе место для маневрирования. А что делаем мы?

Беседу вел Вахтанг Маргарян

Последние материалы этого заголовка