Интервью

06.06.2009 17:10


Амалия Костанян

Амалия Костанян

Интервью председателя антикоррупционного центра «Transparensy International» Амали Костанян

-Как Вы оцениваете выборы авагани Еревана? В частности, РПА считает их шагом вперед, а АНК требует признать их недействительными.

-Я оцениваю эти выборы как наше общее поражение. Подобные выборы показывают, что в нашей стране нет смысла в их проведении.

-Если сравним их с предыдущими выборами, то картина будет такой же печальной?

-Быть может, нам даже «повезло», что мы работали во всех комиссиях 8-го избирательного участка. Здесь мы стали свидетелями избирательных нарушений, применения насилия, множества случаев похищений. Мы также стали очевидцами нового вида нарушений, то есть, новых технологий нарушений, когда  представители властных партий  совершали нарушения, находясь в статусе наблюдателей. Представляете, наблюдатель делает вбрасывания?!

-Применялось ли насилие в отношении наблюдателей от вашей организации?

-До 20:00 мы отозвали наших наблюдателей с 3 участков, так как им угрожали. Еще с одного участка доверенное лицо  РПА силой выгнал нашего наблюдателя, угрожал двум другим  и пытался их подкупить...

-Значит, также были попытки подкупа наблюдателей?

-Да. Нескольких наших наблюдателей пытались подкупить.

-Оппозиция не смогла противостоять избирательным подтасовкам и отстоять собственные голоса, в чем заверяла до выборов?

-Не смогла. Несмотря на то, что я недовольна и этим, но признаем, что в подобной атмосфере страха и давления, в частности, на нашем участке,  было невозможно противостоять избирательным нарушениям. Или люди должны  быть камикадзе, или не знаю...  Если некоторые наблюдатели были похищены и выгнаны, то  в отношении  доверенных лиц предпринимались более жесткие меры.

-В таком случае, почему европейские наблюдатели дали выборам такие оценки, которые  в виде шаблонов делались последние годы?

-Это печально. Между прочим, подобные оценки европейские наблюдатели начали давать с 2007-го года. До этого оценки были не такими уж хорошими. Я могу сказать, что это политические оценки. Так как сегодня решают, или пытаются разрешить Карабахский вопрос, делаются попытки наладить  отношения  с Турцией, то, фактически, применяются двойные стандарты.

-То есть, начиная с 2007-го года, европейские наблюдательные миссии лишь формально приезжают  в Армению?

-По этому поводу есть 2 версии. Первая из них: европейским странам очень выгодно иметь нестабильную ситуацию в Армении и нелегитимную власть, чтобы иметь возможность контролировать эти власти и оказывать на них влияние. Это очень удобно. Вторая: они просто показывают, что «мы закрываем глаза на избирательные нарушения, нас не волнует, будет или нет Армения демократической, но вы решайте эти проблемы», так как в геополитическом плане они очень важны.

-Какие развития возможны? Каким, по-вашему, будет политическое поле Армении через 6 месяцев, один год?

-В этой стране не может быть ни сильной, ни новой и ни эволюционной  оппозиции. Так как все сферы контролируются, начиная со СМИ и заканчивая всем, то ничего измениться не может. У нас политические, экономические и криминальные круги настолько сращены, что попросту не осталось места для того,  чтобы какая-либо оппозиция смогла усилиться. В этом плане у меня очень грустные прогнозы. 

-Хотите сказать, что мы приговорены?

-Мы сами себя приговорили. Именно поэтому я говорю, что эти выборы были нашим общим поражением, никто на них не победил. Я не могу сказать, что будет через 6 месяцев или один год, так как сегодня судьба Армении сильно зависит от Карабаха. Мы даже не можем прогнозировать, чем все откликнется. Вообще, в вопросе будущего Армении я очень дальновидна. Мы уже в пропасти, а не на ее краю. Если так будет продолжаться, то мы деградируем и как нация, и как государство.

Беседу вел Вахтанг Маргарян

Последние материалы этого заголовка