Редакционная статья

30.05.2009 20:18


Испытание выборами

Испытание выборами

 31 мая - день выборов в авагани Еревана. Конечно же, в Армении слово «выборы» употребляется сугубо условно, здесь каждый раз повторяется наш мучительный опыт, но всегда хочется думать, что в один прекрасный день мы сумеем разорвать этот порочный круг.

А почему мы не можем организовать выборы? Да потому что выборов по демократическим стандартам не может быть в стране, где в наличии кризис легитимности собственности, где власть, сломя голову, внедряется в бизнес, где она предстает в статусе смертника, в том смысле, что не готова ни при каких обстоятельствах уступить власть, потому что общественность и оппозиция, как инструмент ее, не гарантируют неприкосновенность личности.

Итак, через несколько лет после получения независимости в Армении сформировалась власть смертников, что сделало их фундаменталистами. Наша система управления называется властью смертников - фундаменталистов именно потому, что управленцы руководствуются принципом «все или ничего», что равносильно принципу «власть или смерть». А это значит, что власть становится гарантией не только благосостояния и дополнительных неформальных привилегий, а также иных жизненных «плюсов», но и гарантией обеспечения персональной безопасности. За годы правления такие, бывает, производятся действия, что власти уже и не представляют себя в ином статусе. Да, именно таким образом власть предержащие становятся фундаменталистами и смертниками, и превращают в себе подобных практически всю свою свиту. Это уже делается из инстинкта самосохранения. К тому же и природа власти такова, что почти все, находящиеся в ней, даже обладая поначалу ангельской моралью, очень быстро «портятся». Следовательно, надо реформировать систему. Та, которая есть - она закрытого типа. Поэтому никому не удается попасть внутрь снаружи.

Закрытая система управления, имеющая фундаменталистскую природу, порождает фундаменталистскую оппозицию. Согласно законам природы, противодействующие силы возникают попарно: F1 = -F2. Правила игры предполагают, что власть и оппозиция трансформируются в силы, готовые друг друга уничтожить. Интересно то, что, выражаясь математическим языком, они равны по модулю. Как сиамские близнецы. И потому естественно, что и сила, находящаяся в оппозиции к власти, выбирает лозунг смертника - фундаменталиста: «Сейчас или никогда!» Так было в 1996, 1998, 2003, 2008 годах. Всегда «побеждала» действующая власть, применяя силовой, административный, финансовый и прочие ресурсы. В результате создавалась ситуация, когда избирательный процесс, считающийся одним из важнейших институтов демократии, становился причиной превращения Армении в антидемократическую страну.

Фундаменталистская власть вызывает у большинства народа не столько желание сменить ее, сколько свергнуть и истребить. Из-за этого люди из многочисленных оппозиций как основную таранную силу выбирают того, кто выступает с фундаменталистскими лозунгами. Происходит процесс взаимной «инструментовки»: фундаменталистская оппозиция и протестный массив принимают правило игры - быть инструментами друг друга, и переходят к делу. Когда это не дает результатов, оппозиционный массив общества начинает искать новые интрументы. В 1996 -м это был Вазген Манукян, в 1998 - м - Карен Демирчян, в 2003-м - Степан Демирчян, а в 2008-м - Левон Тер-Петросян.

Борьба за власть посредством выборов превращается таким образом в поединок смертников в настоящем смысле слова, потому что власть понимает, что если проиграет - это будет ее концом. И оппозиция, кстати, тоже это понимает.

До сих пор «избирательная гильотина» оппозиционеров не щадила. Не сумев обеспечить формальной победы, они проигрывали вчистую. Только Карен Демирчян остался на плаву во время парламентских выборов 1999 г., но это случилось по той простой причине, что изнутри властной пирамиды Вазген Саркисян протянул ему руку. Мне кажется, что причина здесь в следующем: оппозиция во все времена выбирала тактику «блиц-крига», которая хороша для предвыборной фазы, но в длительной перспективе приводит к «конфузу», потому что до этого общественности обещается быстрая победа. В то время как изначально должно быть поднято знамя идейной борьбы, что предполагает длительную борьбу, а результаты засчитываются по иным критериям. Как бы то ни было...

Левон Тер-Петросян хорошо знает философию власти Армении, и потому стремится обеспечить реальный результат. Удастся ему это или нет - очень скоро станет ясно.

Заметим, что в случае любого исхода выборов авагани Еревана поствыборные развития, вроде бы, не просматриваются, но, опять-таки в случае любого исхода, нас после выборов ожидает совершенно новая политическая ситуация.

Андраник Теванян

Последние материалы этого заголовка