Интервью

01.05.2009 18:20


Карен Мхитарян

Карен Мхитарян

Интервью с председателем профсоюзной организации «Алик» (Волна) Кареном Мхитаряном

-Насколько у нас защищены права трудящихся?

-Учитывая ситуацию, в том числе и кризис, крайне сложно сегодня защищать их права.

-А до кризиса работник в Армении был хоть как-то защищен?

-С точки зрения защиты его прав Армения пережила несколько этапов. Первый - отсутствие законодательства, второй - принятие закона о профсоюзах и третий - трудовой кодекс, создавший предпосылки для защиты прав трудящихся. Однако и сегодня у нас есть серьезные проблемы по защите их прав.

-Сегодня крупный бизнес переплетен с властью. Насколько в этих условиях реально защищать права работников, и есть ли у нас прецедент, когда рабочему удалось отстоять свои права перед крупным предпринимателем?

-Защищать права трудящихся перед крупным бизнесом очень сложно, по нескольким причинам. Крупные предприниматели неподконтрольны из-за аффилированности с властью. И тут не только рабочие коллективы, но и само государство не в состоянии контролировать ситуацию. Есть множество трудовых коллективов, имеющих общие интересы. Но по непонятным причинам они не пытаются совместно защищать свои права. Сегодня становлению нормальных отношений работник - работодатель мешают наша действительность, законодательное поле и общественная ментальность.

-Получается, что именно перед крупным предпринимателем работник не может защитить свои права?

-Это не совсем так. У нас работник не чувствует, что занимается достойным трудом. Таких рабочих мест, которые работнику по сердцу, и на которых он себя чувствует комфортно, очень мало. В Армении работают, чтобы выживать, и работник чаще всего согласен на любую работу, лишь бы выжить.

-А что делают наши профсоюзы?

-Формально они работают, но по сути они остались такими же, как при советской власти. И если тогда у них были какие-то функции и возможности, то сегодня ситуация совершенно иная.

-Получается, что по большому счету права трудящихся у нас никто не защищает?

-Во многих вопросах трудящийся одинок. Может, нужно время, чтобы в нашем обществе выработалась ментальность по защите своих прав.

-Сегодня получилось так, что недовольны и работодатель, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, и работник. Чем это обусловлено?

-Недовольство работодателя связано с квалификацией работника, который не может удовлетворить требованиям нанимателя. И это уже задача государства: обеспечить переподготовку работника, не допустить, грубо говоря, ржавления...

-Это понятно. Насколько сегодняшняя экономическая политика способствует урегулированию отношений работодатель - работник?

-Она не способствует этому, будучи направленной на решение сиюминутных задач. Подобные программы должны быть рассчитаны на десятки лет. А такой целенаправленной политики сегодня в Армении нет, сегодняшняя политика - это политика выживания. На рынок рабочей силы воздействует множество процессов, в том числе и политических, причем можно уверенно сказать, что политические процессы последних лет влияют сугубо негативно.

-Как во вашему, когда в Армении сформируется реальное профсоюзное движение?

-Я думаю, для этого уже есть определенные предпосылки. После кризиса, весьма вероятно, и в сфере политики, и в сфере экономики во всем мире произойдут изменения. Мне кажется, что наше общество способно воспринять необходимость существования профсоюзов, особенно сейчас, и в Армении через три-четыре года сложится новая профсоюзная реальность

Беседовал Вахтанг Маргарян.

Последние материалы этого заголовка