Мнение

01.11.2022 13:24


«Зонтичная» дипломатия

«Зонтичная» дипломатия

Дождливая погода в Сочи получилась весьма символичной. В ходе трехсторонних переговоров Пашинян-Путин-Алиев последний укрывался от дождя под собственным зонтиком, а Пашинян – под зонтом Путина.

Говорящий о суверенитете Пашинян ищет «зонт», под которым можно спрятаться. В Брюсселе он идет под «зонт» Мишеля, в Париже – Макрона, в Вашингтоне – Байдена, в Сочи – Путина, в глубине души – Эрдогана.

Переговоры в Сочи выдались для Путина очень тяжелыми. Тяжелыми, поскольку трудно отстаивать интересы России (как и интересы Армении – по остаточному принципу) и одновременно сохранять статус арбитра, когда Армения изначально умыла руки от Арцаха и согласилась на азербайджанские предложения.

Трудно быть арбитром и поддерживать дипломатический баланс, когда одна из сторон не борется за свои интересы и зачастую выступает с выгодной противоположной стороне позицией. Получается «двое против одного».

В Сочи Армения была не с бумажным половником, а без половника вообще. Пашинян заранее заявил, что будет пользоваться российским половником: его устроит всё, что из него прольется и что останется на дне.

Что было зафиксировано в Сочи и чего ожидать?

1. В ходе протокольной встречи с Путиным Никол Пашинян читал с заранее заготовленной бумажки, чтобы не сказать ничего лишнего из того, что запланировал, и, кроме того, иметь впоследствии возможность для манипуляций и «отмазок» перед армянской аудиторией.

2. В Сочи Армения на деле не имела представителя, так как Пашинян на разных площадках уже сказал «да» Алиеву в вопросе Арцаха, лишив тем самым Армению переговорной субъектности и породив серьезные проблемы для России.

Кроме того, Пашинян заранее заявил, что готов подписать то, что предложила Россия, и остается, чтобы Россия сумела это реализовать. То есть умыл руки и отошел в сторону.

3. В трехстороннем документе тема Нагорного Карабаха затрагивается всего лишь косвенно, со ссылкой на заявление от 9 ноября 2020-го года.

Нет вопроса продления мандата российских миротворцев в Арцахе. Вопрос возвращения пленных затронут опосредованно (в гуманитарном контексте), и Азербайджан не взял на себя никаких обязательств. Нет также вопроса вывода с территории РА азербайджанских войск. То есть в Сочи никакого существенного вопроса Ереваном решено не было. Зато решил Баку, избежав нежелательных формулировок и обязательств. Решила также Россия, констатировав свою роль и «испортив» вашингтонский вектор.

4. Россия не настолько сильна, чтобы принудить Азербайджан сделать всё, что ей нужно (Путин заявил, что из предварительного текста совместного заявления некоторые вещи были изъяты, и нетрудно догадаться, против чего в особенности выступил Алиев), но не настолько слаба, чтобы Армения и Азербайджан не признавали ее доминирующей роли в армяно-азербайджанских отношениях.

Слабость Путина в переговорах с Алиевым обусловлена Пашиняном. Последний согласился на предложенные Алиевым принципы, согласился на вхождение Арцаха в состав Азербайджана и довольно далеко зашел в направлении вашингтонского варианта.

Как известно, Алиев в Астане заявил, что в Праге, в присутствии Пашиняна, Макрона и Мишеля, им было констатировано, что тема Карабаха отныне закрыта, он принадлежит Азербайджану, и Баку будет обходиться с карабахцами в соответствии со своим внутренним законодательством. Алиев особо подчеркнул, что в Праге его слова ни у кого не вызвали разночтений. Это означает, что любое требование и предложение Путина, которое могло быть выгодно также армянской стороне, встречало в ходе переговоров в Сочи возражения Алиева – на тему «Никол согласился признать Карабах частью Азербайджана – с чего мне соглашаться, что проблема Карабаха всё еще существует, или зачем мне соглашаться на продление мандата российских миротворцев, если эту территорию Никол признает азербайджанской?».

Козырем Алиева в Сочи был Никол Пашинян, заявляющий, что в случае способности Москвы убедить Баку он подпишется под любой бумагой. А это означает, что в переговорах Ереван был пассивен, что существенно ослабляло переговорные позиции Путина.

5 Хотя бы на данный момент Путину удалось, исходя из интересов РФ, остановить вашингтонский план урегулирования армяно-азербайджанских отношений. Что же будет в дальнейшем, зависит от нас самих.

Арцах сказал свое единое «нет» пребыванию в составе Азербайджана и перспективе утраты государственности Армении. Слово сейчас за Арменией. Главным месседжем намеченного на 5 ноября митинга будет именно это – единство с народом Арцаха и «нет» плану уничтожения Армения.

В Сочи Армения выиграла некоторое время для достижения внутриполитических изменений. Если не воспользоваться этим временем правильным образом, то нас будут ждать новые приграничные инциденты и новая поступь вашингтонского плана. Всё пока что в рука армянского народа.

Со страницы в «Facebook» Андраника Теваняна

Последние материалы этого заголовка