Интервью

14.09.2011 11:09


Роберт Кочарян: «У Армении есть серьезный потенциал»

Роберт Кочарян: «У Армении есть серьезный потенциал»

Эксклюзивное интервью второго президента Армении Роберта Кочаряна агентству «Медиамакс»

- Через неделю Армения будет праздновать 20-летие независимости. Спасибо, что согласились побеседовать с нами на тему этого юбилея и позвольте поздравить Вас с наступающим праздником.

- Спасибо, поздравляю и Вас, и всех наших соотечественников с 20-летием независимости.

- 10 из 20 лет независимой Армении пришлись на время Вашего президентства. Подвергалось ли за эти 10 лет изменениям Ваше восприятие независимой государственности – обусловленное приобретаемым опытом, изменением масштаба решаемых задач, другими факторами?

- Да, конечно. Во-первых, сам мир меняется достаточно быстро, и нужно уметь гармонично вписываться в эти изменения. Кстати, это касается как страны, так и граждан. Иначе просто отстанешь. Ну и, конечно, опыт управления и интуиция помогают быстро ориентироваться в выборе направления реформ, их скорости и глубины. Процесс глобализации, к примеру, уже задает определенные параметры экономичеcкой политики, игнорирование которых просто губительно для экономики страны. Нужно улавливать зарождающиеся тренды, а не догонять их. Армения просто обязана и может развиваться гораздо быстрее среднемировых показателей.

- Вы встречались с руководителями крупных и могущественных стран, обсуждали с ними сложные вопросы и, скорее всего, не всегда приходили к согласию. Как может глава пусть небольшой, но независимой страны говорить «нет» сильным мира сего?

- Просто не надо комплексовать. Размер страны не означает, что ее президент обязательно умнее или эффективнее других президентов. Да, они, несомненно, влиятельнее в силу политического веса страны. Но это совсем не означает, что они твои начальники, если, конечно, ты сам их так не воспринимаешь. Главное - уметь выстраивать правильные, честные, партнерские взаимоотношения, четко представлять интересы своей страны и иметь убедительную аргументную базу, если ты с чем-то не согласен. У меня, к примеру, остались очень теплые воспоминания от общения с Владимиром Путиным, Жаком Шираком и Биллом Клинтоном. Никто из них никогда не пытался подчеркивать свое превосходство.

- Тем мальчикам и девочкам, которые родились в 1991 году, сегодня 20 лет. Это поколение, которого не видело советских порядков и в лучшем случае знает о них по рассказам родителей, или из книг. Через 10-15 лет это поколение будет играть решающую роль в вопросе формирования будущего Армении. Что бы Вы могли посоветовать этим молодым людям?

- Считаю, что советы полезны только тогда, когда их адресат понимает, что в них нуждается, поэтому не люблю давать советы. Скорее пожелания: чтобы они своими знаниями, энергией и креативностью стали фактором конкурентного преимущества Армении.

- Через 30 лет независимой Армении исполнится 50 лет. Какой она будет в то время?

 

- Не знаю. Чуть больше 50-и лет назад Сомали и Южная Корея имели почти одинаковый показатель ВВП на душу населения, а сегодня эти страны невозможно даже сравнивать. Сомали раздирается противоречиями, население голодает, а Южная Корея стала мощной индустриальной страной и одним из мировых лидеров в ряде отраслей экономики. Вот что такое эффективное управление, видение перспектив и выбор правильной модели развития. Уверен, что у Армении есть серьезный потенциал стать наиболее эффективной страной Южного Кавказа. Как он будет реализован – покажет время.

- В условиях глобализации, свободного передвижения людей по миру, развития интернета, социальных сетей и технологий все чаще звучат мнения о том, что понятие независимой государственности постепенно утрачивает свое первичное значение и в конечном итоге будет иметь символическое значение. Насколько реальным Вы считаете такой сценарий?

- Модель Евросоюза, конечно, наводит на такие мысли. Но эта модель действует только в Европе, имеет выраженную европейскую специфику и, в обозримой перспективе, такой степени интеграции нигде пока не предвидится. Да и в самом ЕС никто не собирается отказываться от национальных государств, это все же союз государств. Думаю, что независимые страны еще долго останутся основными субъектами международного права.

- 20 лет назад Борис Ельцин и Нурсултан Назарбаев посетили Степанакерт. Какие у Вас остались воспоминания об этом визите? Может, есть детали, неизвестные широкой общественности? Как Вы считаете, мог ли тот визит дать реальные результаты, или Азербайджан не был готов к уступкам, и война была неизбежной?

- Да, я хорошо помню этот визит. Вместе с Леонардом Петросяном мы вели с Борисом Ельциным и Нурсултаном Назарбаевым переговоры о наших представлениях о судьбе Нагорного Карабаха. Действительно, есть детали этих событий, общественности пока не известные. Но я не думаю, что настало время говорить о них публично. Это была искренняя попытка посредников остановить эскалацию конфликта, но к тому времени, думаю, вряд ли можно было что-то изменить. Процесс развивался по другой логике в контексте развала СССР.

Последние материалы этого заголовка