Редакционная статья

23.05.2011 01:30


«Инициативная» экономическая политика

«Инициативная» экономическая политика

В том, что сформировавшееся после президентских «выборов» 2008г. правительство действовало неэффективно, убеждаемся, знакомясь с официальной статистикой последних трех лет.

Сравнивая официально зафиксированные показатели и царящую в стране ситуацию с обещаниями Сержа Саргсяна и представленной Тиграном Саркисяном программой, закрепленными в ней цифрами, приходишь к выводу, что оценка «неэффективность» звучит слишком мягко.

Так, согласно программе деятельности правительства, принятой решением N 380-Ա от 28-го апреля 2008г. (см. http://www.gov.am/files/docs/82.pdf), исполнительная власть обещала:

. 8-10% реального роста годового ВВП,

. существенное преодоление бедности, в результате чего уровень общей бедности будет ниже 11,2%, а крайней бедности – ниже 1,6%,

. продолжение политики низкой инфляции: годовая инфляция, согласно обещанию, должна была колебаться в пределах 2,5 – 5,5%. Важной предпосылкой успешного экономического развития правительство посчитало проведение Центральным банком РА надежной и предсказуемой денежно-кредитной политики.

Это лишь незначительная часть обещаний, которые Тигран Саркисян должен был выполнить, не считая нью-васюкистских программ (Дилижан – международный финансовый центр, Джермук курортный центр, Гюмри – технопарк или, согласно фотографиям на сайте Министерства экономики, даже приморский город), о которых власти сегодня «забыли».

Валовой внутренний продукт

Теперь давайте посмотрим, что мы имеем в действительности.

В 2009 году, согласно официальным показателям, в РА был зафиксирован 14,4% спад ВВП. То есть, правительство отклонилось от данного им обещания, по меньшей мере, на 22,4%, что, согласитесь, является не отклонением, а позорным провалом. И даже в условиях подобного спада ВВП был зафиксирован 1,5% рост индекс-дефлятора ВВП и 3,4% рост индекса потребительских цен. То есть, цены немного, но выросли, что редко бывает в странах, находящихся в состоянии экономической депрессии, причем в случае спада платежеспособного спроса: известное положение экономической теории.

Почти по всем макроэкономическим показателям в 2009г. были зафиксированы негативные результаты, за исключением объемов сферы розничной торговли и услуг (без торговли), по части которых был зафиксирован незначительный 1 и 1,3% рост соответственно.

Резко сократился внешний торговооборот, понизившись на 27%, причем, сокращение объемов экспорта составило 34% (см. http://armstat.am/file/article/sv_12_09a_03.pdf

В 2010г. тенденции экономического спада продолжились (см. http://armstat.am/file/article/sv_12_10a_03.pdf). Правда, был зафиксирован 2,6% рост ВВП (по рыночным ценам) и ряда макроэкономических направлений (промышленность,  производство электроэнергии, внешний торговооборот), но учитывая то обстоятельство, что индекс-дефлятор ВВП составил 110,2, а индекс потребительских цен – 108,2%, то нужно отметить, что экономический рост был номинальным, а увеличение внешнего товарооборота в основном было обусловлено подорожанием на международном рынке меди и молибдена. Иными словами, в 2010г. выросли не объемы экономики, а цены, что обеспечило статистический рост макропоказателей. «Хитом» 2010г. стал двузначный спад сельского хозяйства.

Итоги этого года, естественно, еще не подведены, и невозможно дать окончательную оценку, но имеющаяся высокая инфляция (индекс потребительских цен в январе-марте этого года про сравнению с тем же периодом прошлого года больше на 11,5%), проводимая экономическая политика и тенденции макроэкономических показателей позволяют прогнозировать, что и в этом году ситуация не будет существенно отличаться от двух предыдущих лет.

Вероятно, избегая неприятной процедуры ежемесячного представления печальной статистической картины экономической политики, Правительство ввело определенные изменения в способ представления статистических данных: сейчас не сравнивают показатели ВВП конкретного периода с тем же периодом предыдущего года, а сообщают показатель экономической активности, что предоставляет возможность манипулировать цифрами и создавать иллюзию роста.

Уровень бедности

Согласно официальным данным, показатель бедности в РА составляет сейчас около 35%, что примерно на 12% больше показателя, зафиксированного на начальном этапе сформированного Тиграном Саркисяном правительства, а число крайне бедных за эти три года увеличилось в разы.

Как уже отмечалось выше, Правительство обещало продолжительное сокращение бедности, в результате которого уровень общей бедности должен был быть доведен до 11,2%, а крайней бедности – до 1,6%.

Нынешняя динамика совершенно противоположна, и очевидно, что исполнительный орган не выполнил свое обещание и если даже продолжит действовать до следующих парламентских выборов, то всё равно не выполнит его.

«Предсказуемая» денежно-кредитная политика и 3-е марта 2009г.

Об инфляции уже немного поговорили. Теперь давайте рассмотрим, насколько надежной и предсказуемой была денежно-кредитная политика возглавляемой Сержем Саргсяном команды и, в частности,  курсовая политика, которая оказывает существенное влияние как на ценообразование товаров и услуг, так и на поведение хозяйствующих субъектов и потребителей.

Около года власти, фактически, проводили политику фиксированного курса, что было грубым нарушением закона. Удержание курса доллара на отметке 305 драмов в течение 2008-2009 гг. обошлось РА в более чем 700 миллионов долларов резервных средств.

Несмотря на то обстоятельство, что невозможно было так долго удерживать курс и то, что проведение политики фиксированного, а не плавающего курса было изначально ошибочным, представители Центробанка и Тигран Саркисян периодически заявляли, что нет причин для беспокойства и 305 драмов является нормальным курсом. Более того, Саркисян периодически советовал населению хранить сбережения в армянских драмах и не бояться резких колебаний курса. Что произошло потом, известно всем.

3-го марта 2009г. председатель ЦБ заявил о переходе на политику плавающего курса, после чего драм обесценился по отношению к доллару почти на 25%, повлияв на уровень цен и создав на рынке панику.

Вот вам яркий пример надежной и предсказуемой денежно-кредитной политики.

«Нанотехнолог»

Понятно, что основную ответственность за эти провалы Правительства несут Серж Саргсян и его «инструмент» Тигран Саркисян, то есть, сегодняшние главари сформировавшейся в РА кланово-олигархической системы.

Обещавший во время предвыборной кампании в рамках парламентских выборов 2007г. превратить Армению в страну нанотехнологий Серж Саргсян больше не говорит об этом так же, как и об «Арменикуме». После президентских «выборов» он уже дал несколько других – не менее «арменикумных» обещаний.

Сначала говорили, что благодаря лишь одному призыву Саргсяна богатые армяне из Диаспоры поспешат расстаться со своими деньгами и сделают в Армении инвестиции примерно на полмиллиарда долларов. Этот блеф очень быстро «лопнул». Если и была реальная инвестиция, то речь идет об антигосударственном шаге по открытию иноязычных общеобразовательных школ.

Еще не успело претвориться в жизнь обещание привлечь деньги Диаспоры, а Саргсян уже выступил с новой речью. 2-го октября 2008г. он обратился к парламенту с посланием и пообещал, что:

  1. в ближайшие месяцы Армения начинает строить новую атомную станцию,
  2. в ближайшие годы начнет строительство железной дороги Иран-Армения,
  3. в ближайшие месяцы будут созданы Всеармянский банк и Инвестиционный фонд, которые будут финансировать крупномасштабные проекты.

После этих обещаний Саргсян, обращаясь к собравшимся в Национальном собрании, добавил: «Спрашиваете, сможем? Отвечаю: сможем».

Думаю, что комментарии излишни, поскольку каждый гражданин РА может оценить сам, насколько удалось Сержу Саргсяну претворить в жизнь свои обещания.

Вот с такими «эффективными» управляющими мы имеем дело.

Время уклонения от ответственности

Ссылаясь на обещания Правительства и значительные отклонения от них в реальности, парламентская фракция АРФД выступила с письменной интерпелляцией, подняв вопрос об ответственности Правительства РА.

На днях члены саргсяновской команды ответили на эту интерпелляцию. Из их ответа становится ясно, что, по их мнению, зафиксированная в последние три года экономическая рецессия  имела две основные причины: 1. Проводившаяся в Армении в 2001-2008гг. экономическая политика и сформировавшаяся в результате этой политики система; 2. Международный кризис. То есть, выходит, что Серж Саргсян и Тигран Саркисян во время предыдущей власти были радикальной оппозицией по отношению к Роберту Кочаряну, тогдашнему председателю РПА и премьер-министру в 2000-2007гг. Андранику Маргаряну, яркому представителю периода кочаряновского президентства, работавшему в тот период министром обороны и премьер-министром Сержу Саргсяну и председателю Центробанка с 1998 по 2008гг. Тиграну Саркисяну. И лишь кое-как, ценой первомартовских событий 2008г. отобрав у этих людей власть, они, наконец, смогли проводить ту политику, которую хотели. После всего этого Сержу Саргсяну остается лишь выйти на улицу и вместе с Левоном Тер-Петросяном требовать отставки отставного Роберта Кочаряна.

Это очень интересный подход, тем более, на фоне данного Сержем Саргсяном на прошлой неделе интервью газете «Московские новости», в котором он, в частности, говорит: «У руководителей всегда есть соблазн покритиковать предшественников. Как говорят, «каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны». Я возглавил страну в 2008 году и с первого же дня избегал подобного подхода. Критиковать предшественников, значит, перекладывать ответственность со своих плеч на чужие. Это неправильно».

Думаю, что и в этом случае, нет необходимости в комментариях слов и поступков Саргсяна. Насколько же обоснован ответ правительства на интерпелляцию АРФД и смог ли Тигран Саркисян доказать, что основная причина резкого спада экономики страны не в проводимой им и его руководителем политике, направленной на создание «экономики одного олигарха», а в правлении предыдущих и внешнем форс-мажоре,  более обстоятельно представлю в следующей статье. Отмечу лишь два пункта, которыми, по сути, отвечу на данные вопросы.

В представленной Правительством в 2008г. программе читаем: «Зафиксированные в предыдущие годы высокие темпы экономического роста создали хорошие предпосылки для дальнейшего развития страны и существенного повышения уровня жизни населения. <…> Темпы экономического роста в Армении в 2001-2007гг. (в среднем 13%) являются одними из самых высоких во всем мире, что предоставило возможность для удвоения в этот период объема ВВП на душу населения». В ответ на интерпелляцию АРФД, из Правительства написали: «Экономический кризис достаточно сильно ударил по нашей экономике, создав более сложные социальные проблемы и существенные вызовы для правительства в вопросе исправления ситуации. <…> Естественно, в этом плане важным вопросом является вопрос о том, какая докризисная экономическая структура была унаследована. В мировой истории невозможно вспомнить хотя бы один случай, когда кризисы были бы причиной (наверное, имелось в виду не причиной, а следствием – А. Т.) политики кризисного года данной страны. Обычно экономические спады и резко обостряющиеся в результате них социальные проблемы являются результатом накопившихся в предыдущие годы в экономике страны системных проблем».

Мне остается лишь напомнить, что Тигран Саркисян многократно заявлял о том, что международный финансово-экономический кризис обойдет Армению стороной, и более того – наша страна воспользуется этим кризисом.

Андраник Теванян

продолжение следует

Последние материалы этого заголовка