Редакционная статья

07.05.2011 15:44


Порабощенные «диалогом» – 2

Порабощенные «диалогом» – 2

начало смотри здесь

На президентских выборах 2008г. Левон Тер-Петросян проиграл. Претворению в жизнь лозунга «Победим!» не помогло даже то, что он «видел» Дмитрия Медведева, самозабвенно скандировал на площади Свободы имя установившего в Эчмиадзине феодальные порядки генерала («Ман-вел!, Ман-вел!») и танцевал на площади («Это революция песни и пляски»).

В 2009г. лидер АНК проиграл также и на выборах в Совет старейшин Еревана, набрав меньше голосов, чем Гагик Бегларян и Арутюн Кушкян.

Политическая практика РА показывает, что потерпевшие поражение антивластные деятели становятся политическими пенсионерами или клиентами власти. Теперь давайте посмотрим, по какому пути идет Тер-Петросян.

Когда и как началось сотрудничество между «противниками»?

После того, как первый президент РА стал знаменосцем поражения, ему не оставалось ничего другого, как ограничиться идеологической победой и приветствовать начатую его бывшим соперником «футбольную» дипломатию.

«Наблюдаемые в последнее время беспрецедентные подвижки в армяно-турецких отношениях требуют особой оценки, поскольку это затрагивает один из самых жизненно важных вопросов развития Армянской государственности. Сразу же отмечу, что Армянский национальный конгресс, за исключением лишь одной из входящих в его состав организаций, является сторонником скорейшего урегулирования армяно-турецких отношений и готов в этом вопросе содействовать всем позитивным шагам, предпринимаемым властями Армении»,– отметил Тер-Петросян во время митинга 1-го мая 2009г.

И несмотря на то, что после этих слов он проанализировал ситуацию и отметил, какие плохие последствия ждут нас в результате «инициативности» Саргсяна, тем не менее он закончил свою речь такими оценками армяно-турецких отношений, под которыми подписался бы даже премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган.

«Вместе с тем, нынешний процесс урегулирования армяно-турецких отношений, хоть и завершившийся таким плачевным итогом, не лишен положительных элементов. С одной стороны, естественная заинтересованность Турции в вопросе урегулирования армяно-турецких отношений, а с другой – обусловленность этого урегулирования ожидаемыми подвижками в армяно-азербайджанских отношениях, создают определенную почву для стимулирования процесса урегулирования Карабахского конфликта», – сказал лидер АНК (смотри: http://7or.am/ru/archives/7275).

Можно сказать, что это было первым проявлением сотрудничества Тер-Петросяна и Саргсяна и необязательно, чтобы они достигли этого сотрудничества посредством «диалога»: первый президент – человек принципиальный и может поддержать любого «инициатора» даже на расстоянии.  Неслучайно, что в связи с визитом президента Турции Гюля в Ереван Левон отсрочил митинги, чтобы не помешать армяно-турецкому «сближению».

Кстати, до оглашения своих «первомайских тезисов» Тер-Петросян успел напомнить Cаргсяну, что они были друзьями и могут говорить на «ты», а на митинге 1-го марта 2009г. не исключил создание «Правительства национального единения или спасения» вместе с их «нелюбимыми» «монголо-татарами». Фактически, «путь» Тер-Петросяна от характеристики «торгующий Геноцидом» до достижения «национального согласия» с теми же «торгующими», умещается в перерыве между двумя митингами.

Жертвы «футбола»

Серж Саргсян думал, что, «флиртуя» с Турцией, он укрепит свои позиции и не считал нужным откликнуться на призывы Тер-Петросяна к «диалогу» и готовность последнего стать «конструктивной» оппозицией. Саргсян искренне верил, что добьется успеха и вполне естественно, что в такой ситуации не было смысла вступать в «диалог» с кем-то, кто изначально полностью приветствует твои действия. А о том, что Саргсян, словно первоклассник, поверил туркам и так называемому международному сообществу и был восхищен инициированным им делом, свидетельствуют его слова о том, что он отправится в Турцию лишь в случае открытой границы или же если мы будем в преддверии открытия границы.

Единственное беспокойство, а быть может и зависть Тер-Петросяна к Саргсяну, было связано с тем, что ожидаемую Нобелевскую премию за нормализацию армяно-турецких отношений получит не он, а занимающийся идеологическим плагиатом его бывший подчиненный.

Спустя недели и месяцы после старта «футбольной» дипломатии даже для Саргсяна и Тер-Петросяна стало ясно, что процесс заходит в тупик. После этого Тер-Петросян вспомнил про тщеславного и алчного католикоса Егиазара Айнтапци, ожидая «диалога» за закрытыми дверями.

Как известно, «гибкий» председатель РПА оставил без внимания и предложение лидера АНК вступить в «диалог» в рамках модели сотрудничества «Егиазар Айнтапци и эчмиадзинские монахи».

Правда, внешнеполитические развития привели к тому, что Саргсян не только ничего не получил от армяно-турецкого «футбола», но еще и создал трудности для Армении. Однако в плане сохранения своей власти он выиграл, поскольку позорное поражение «инициативности» касалось также и его «оппонентов», которые во внутриполитической борьбе решили пойти домой. Иными словами, даже после полного провала Саргсян остался на своем месте и не пожал протянутую ему «монахами» руку, поскольку, как я отметил, неменьшее поражение потерпел и закоренелый «любитель футбола», который в результате всего этого впал в политическую депрессию и стал ждать по принципу «либо осел сдохнет, либо его хозяин».

Если помните, Тер-Петросян заявил, что АНК не может осуществить смену власти в одиночку и призвал другие силы присоединиться к ним, но в то же время избрал такую политическую линию, которая исключала широкую общественную консолидацию, что еще раз доказывает, что у «монахов» доминирует подход отправления по домам и «подождем, посмотрим, что будет и когда Серж продаст Карабах, чтобы мы тоже активизировались». Иначе если Тер-Петросян действительно поставил бы цель объединить различные социальные слои и осуществить смену власти, то должен был публично изменить свои позиции относительно армяно-турецкого процесса, Карабахской проблемы и системы госуправления. Он этого не сделал. Тер-Петросян остался верен своим принципам, пошел «конституционным» путем и фактически поддержал Сержа Саргсяна.

Более того, на последнем съезде АОД Тер-Петросян уже предложил формулу отправления по домам уже в глобальном смысле и дал крайне пессимистические оценки относительно будущего Армении, заявив, что «без урегулирования Карабахского конфликта и армяно-турецких отношений у Армении нет перспективы улучшения ситуации в сферах безопасности, экономического развития и демографии, независимо от того обстоятельства, в чьих руках будет находиться руль власти».

Эти слова лидера АНК были заявлением деятеля, потерпевшего жестокое идеологическое поражение. Данные оценки Тер-Петросяна были ничем иным, как формулой капитуляции Армении, поскольку сказать, что пока армяно-турецкие отношения и Карабахский конфликт не будут урегулированы, ситуация в Армении не улучшится при любой власти, а под урегулированием понимать снятие вопроса признания Геноцида армян с внешнеполитической повестки и продвижение поэтапного варианта решения Карабахской проблемы, по которому НКР де-юре останется в составе Азербайджана, значит пойти домой и ждать коллапса.

В этих сказанных им 17 июля 2010г. словах Тер-Петросян зафиксировал то, в каком вопросе он будет оппонировать Сержу Саргсяну.

«Если власти Армении действительно заинтересованы в инициированном ими армяно-турецком сближении, то для этого, в первую очередь, они должны решить Карабахский вопрос»,– отметил апологет скоропалительного «решения» Карабахского вопроса, что напоминало функцию пятой колонны.

В последнем интервью «BBC» Тер-Петросян подтвердил свою позицию, показав, что он из тех армянских деятелей, которые в вопросе Карабаха готовы идти, по сути, на односторонние уступки, намекая заинтересованным внешним силам, что он готов быть использованным в данном вопросе в качестве «инструмента».

В плане модели развития Армении, слова Тер-Петросяна настолько антигосударственны и антинаучны, что можно просто удивляться, что Республика Армения не исчезла с политической карты мира после того, как страной руководил человек с подобным мышлением. Фактически, государство содержит в себе огромный потенциал самосохранения и может выстоять даже в случае патологически клерикально-консервативной власти.

Заметим, что представлять формулу развития страны в «сергоджановской» логике то же самое, что заявлять, что пока у Армении не будет нефти и газа, не будет перспективы улучшения ситуации в сферах безопасности, экономического развития и демографии, независимо от того обстоятельства, в чьих руках будет находиться руль власти. Это полный бред.

. . .

Итак, отвечая на указанный в первой части данной статьи вопрос о том, что сегодня объединяет «Егиазара» и «монахов», можем дать как «метафизические», так и политические оценки.

Тер-Петросяна и Саргсяна сегодня объединяют общие крупные поражения во время армяно-турецкого процесса. Оба потерпели фиаско: один – как идеолог «футбола», а другой – как «инициатор». Это объединяет их на «метафизическом» уровне, то есть, в плане общего поражения. Они напоминают сиамских близнецов: один без другого пропадет. Образно говоря, их объединяет футбольный мяч.

Ну, а что объединяет первого и третьего президентов РА в плане практической политики, рассмотрим в следующей статье.

Андраник Теванян

продолжение следует

Последние материалы этого заголовка