Редакционная статья

14.04.2009 09:30


Гюль, таможенник и стена

Гюль, таможенник и стена

     Интересно было проследить за акцентами телерепортажей и фильмов, посвященных юбилейной дате. Насколько мне удалось понять, отслеживая вал телепродукции по всем каналам, акценты были сделаны на трех основных обстоятельствах:  армяно - турецких отношениях, налоговых и таможенных реформах и преодолении внутриполитической напряженности  с помощью призыва Саргсяна о разрушении «стен» отчуждения в обществе. Проблемы все серьезные, заслуживающие отдельного рассмотрения,  и попробуем так на них и взглянуть - по отдельности.

То, что Турция, совершившая Геноцид, сегодня составляет значительный ресурс легитимности нашего президента, иначе, как иронией судьбы, не назовешь. И имя турецкого президента Гюля в эти дни звучит никак не реже имени президента нашей страны. Если кто помнит, во время президентских выборов 2008 г., пропаганда власти против Левона Тер-Петросяна осуществлялась с помощью турецкого флага, как бы вложенного в руку ЛТП. И цитаты из турецких СМИ были призваны доказать, что симпатии Турции на стороне ЛТП. Это должно было не снизить, а уничтожить его рейтинг. И поднять рейтинг Саргсяна, поскольку вековой враг не желал увидеть президентом Армении предводителя этноверцев. А что плохо для турок - то хорошо для армян. Приводились доказательства того, что ЛТП хочет вопрос Геноцида снять с внешнеполитической повестки дня, оставив его Диаспоре. Но выборы завершились, и выяснилось, что Саргсян не только не противник ЛТП в турецкой политике, но еще и способен удивить команду ЛТП своей продвинутостью в этом вопросе.  

Кстати, во время предвыборной компании готовность ЛТП отрегулировать армяно - турецкие отношения позволяла властному агитпропу называть его «Левон эфенди». А теперь получается, что турецкий флаг и турецкий президент стали для президента -этноверца основными атрибутами пиара. Это ничего, что сегодня и Гюль, и Эрдоган делают заявления, что пока не будут выведены войска с «оккупированных» территорий, ими не будет сделано ни одного шага в направлении Армении. Положительного, естественно, дурные они делают и так. Наши же мидовцы все время говорят о нормализации отношений без предусловий. Т.е. тут мы имеем дело с явно асимметричным типом переговоров, увы, не в нашу пользу. Но все равно, «футбольную  дипломатию» пропагандисты сделали визитной карточкой Сержа Саргсяна.

Не подумайте, что я противник отношений с Турцией. Ни в коем случае, армяно-турецкие отношения необходимо отрегулировать, но не за счет национального достоинства, не за счет согласия на создание комиссии историков по изучению Геноцида, и не за счет возрастания угроз нашей безопасности.  Попытка компенсировать внутренний дефицит легитимности сиюминутными шагами во внешней политике, без четкой концепции, без обсуждений полного пакета отношений с Турцией - не лучшее политическое решение. Особенно теперь, когда уже и власть признается, что процесс нормализации отношений с Турцией может и не задаться.  И сейчас самое время посоветовать дворцовым лирикам слегка убавить тему Гюля, как выходящую из моды. Власть, вроде бы, вновь вступает в фазу патриотизма.

Теперь об экономической политике. Важной телеиллюстрацией налоговых и таможенных реформ был отцовский (или паханский) выговор президента таможеннику, представлявшего семью Ерицян. По замыслу пропагандистов, сердитый взор президента, направленный на растерявшегося и не владеющему цифирью таможенника должен был потрясти телезрителя. Который одновременно и избиратель, и, весьма часто - любитель криминальных сериалов и уж должен понять, что «шерстя» чиновников, президент заботится о народе. Почему-то считается, что народ любит публичную строгость начальства. В продолжение этой передачи по одному из каналов могло быть показано, как  президент «по понятиям опускает» работников налоговой на их же территории. Таким образом могла быть продемонстрирована решимость власти бороться с «тенью».

Правда, получивший после президентских выборов ускорение налоговый террор не имеет никакого отношения к борьбе с тенью. И таможенник, назначенный в мальчиком для битья в «экшн»-е президентом, определенную компенсацию за свое участие в этом действе получил.  Представитель семьи Ерицян Альберт, после дуэли в формате «президент - недобросовестный таможенник» стал префектом общины Арабкир, сопроводив путь в префекты кровавыми разборками. Но и в этом нет ничего особенного, потому что выборы и кровь стали в определенном смысле синонимами. Главное, что получив тяжелый удар в телеэфире, вне этого эфира Ерицяны получили возможность возвращать эти удары. Правда, не тем кто их нанес, а другим. Президент накажет, но он же и приголубит.

            Теперь относительно призыва президента сломать «стену» отчуждения и тем самым улучшить внутриполитическую атмосферу в стране. Его озвучивали все средства пропаганды, но, на мой взгляд, эта «стена» между властью и обществом образовалась не год назад, она существует давно, с того времени, когда, после обретения независимости, начал свершаться переход от государственной собственности к частной. Серж Саргсян был одним из строителей этой стены и психологически не готов разрушить собственное творение.  Этот синдром присущ практически всем строителям, и потому ошибочные постройки рушат другие - у них не болит за них сердце, и они уверены, что сносят то, от чего гораздо больше вреда, нежели пользы.

 «Стена» - это закрытая политэкономическая система. И если ее не менять - стена будет становиться все более монументальной. Стена между Западной и Восточной Германиями по настоящему рухнула с исчезновением тоталитарного СССР, и то, что строили годами, разнесли на кирпичики практически за минуты. Разрушение стены сопровождалось концертами замечательных, моих любимых рок - групп: «Пинк Флойд» и «Скорпионс». И для сноса армянской  нематериальной стены, как кажется, необходимо, чтобы наша политическая элита села за прослушивание этих групп, «Стены» в исполнении «Пинк Флойд» и «Ветра перемен» в исполнении «Скорпионс». Если она проникнется именно этими вещами, а не той музыкальной архаикой, которой увлекается сама и пытается заразить ею народ, то и «стену» снесет легко. Можно вдохновиться и нашей рок-музыкой, просто масштаб у нее мал, и мощи большинства рок- групп едва хватает на прославление расчетно-кассовых аппаратов.

                                                                       Андраник Теванян

            P.S. На меня произвело ошеломляющее впечатление то взаимопонимание, которое установилось между оппозиционными и провластными СМИ во время визита Гюля. Оба лагеря выделили в своих изданиях по странице на слоган: «Добро пожаловать, Абдулла Гюль!» «Ничего себе, - подумал я тогда, - в вопросе Гюля у власти и оппозиции развивается замечательный  диалог». Оппозиция тогда даже митинг отложила, чтобы не испортить праздник.

            P.P.S. Во времена футбольной дипломатии такая у нас сложилась густая «турецкая атмосфера», что даже «бригада интеллигентов», занимающаяся прославлениями, растерялась и уже не знала, кого прославлять. То ли Саргсяна, то ли Гюля. Я не считаю, естественно, что Гюля следовало бы в Армении вздернуть на виселицу, но и о национальном достоинстве помнить, все-таки, не мешает. Интересно, будут ли турецкие газеты во время ответного матча все, как один, по примеру наших, приветствовать визит Сержа Саргсяна? И, подытоживая итоги правления Гюля, будут ли турецкие СМИ чаще, чем его, упоминать нашего президента? Причем в восторженной интонации?

Последние материалы этого заголовка