Мнение

16.03.2020 14:10


До и после коронавируса: время садиться на поезд

До и после коронавируса: время садиться на поезд

Время истории остановилось. В очередной раз.

В ходе тысячелетий наступали моменты, после которых время начиналось отсчитываться по варианту до и после. Изобретение колеса, огня, двигателя внутреннего сгорания, компьютера имели эпохальное значение.

До и после Гильгамеша, христианства, иудаизма, мусульманства, буддизма, протестантизма время тоже исчислялось на старое и новое.

Эпидемии и выявление методов их лечения тоже являются историческими этапами человечества.

Сейчас мы оказались на подобном переходном этапе. После коронавируса мир больше не будет прежним. Время будут отсчитывать на до и после появления вируса. Противоядие, конечно же, будет найдено. Как, например, это было в случае с пенициллином. Однако в новые времена налицо потребность в намного более серьезном лекарстве.

Корономика

Мировая экономика получает и продолжит получать глобальные удары. Глобализированная экономика открыла поле для глобальных заболеваний, глобального экономического кризиса и глобальных возможностей. Будут глобально пострадавшие и небольшое количество выигравших.

Коронавирус успел стать причиной глобальных потрясений во всем мире. Однако проблемы давали о себе знать еще до этого. «Бумажные» экономики не могут не становиться периодически причиной потрясений. Фондовые рынки переживают шоки. Вирус выполнил всего лишь функцию катализатора.

Не исключено, что некоторые европейские банки в ближайшие дни окажутся в режиме «каникул».

Правительства и центральные банки передовых стран мира предпринимают чрезвычайные меры и принимают решения «военных времен».

Например, если развалится имеющая капитализацию в 25 трлн долларов фондовая биржа США, то это нанесет серьезнейший удар всему миру. Такой удар, в сравнении с которым финансово-экономический кризис 2008-2009гг. покажется легкой простудой, а Великая депрессия 30-х гг. прошлого века – небольшим потрясением

Мы сейчас вошли в эпоху коронавирусной экономики, которую коротко можно обозначить как «Корономика». Этой экономике характерна резкая трансформация. Страдают локальные экономики и глобальные сети. Негативные шоки будут в особенности ощутимы в плане авиаперевозок и туризма. По мультипликативному эффекту и принципу домино удары получат практически все отрасли экономики. И уже получают.

Рациональные ожидания хозяйствующих субъектов и потребителей заменились иррациональным поведением. Капитал стал сверхчувствительным и не менее «вирусоносным».

Естественно, что в этих условиях золото становится обладающим наибольшей ликвидностью товаром. Поэтому цены и растут. Правда, в последние дни за резким ростом цен последовало не менее резкое снижение, но, все равно, вектор цены на золото устремлен вверх.

Однако в 21-ом веке, в поствирусный период, есть также товар, который дороже золота. Это мысль и идея.

Дороже золота

Мысль и идея могут предоставить шанс малым открытым экономикам (таким, как у Армении) не только выжить в условиях глобальных угроз, но и сформировать качественно новые экономические отношения. Или хотя бы обладать достаточным умом для того, чтобы не развалить имеющееся.

Когда говорится о том, что Армения может выйти из-под экономического воздействия короновируса даже выигравшей, то это – пустой разговор, если не предпринимаются адекватные заявлениям шаги. Подобные формулировки звучали и на этапе мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009гг., но фактом было то, что Армения стала одной из мировых столиц кризиса, зафиксировав 14,4-процентный антирекорд спада ВВП. Если мы воспользуемся кризисом в подобной форме, то долой такой подход.

Судя по всему, мы имеем проблемы в плане текущего и оперативного управления – куда уж там до разговоров о том, чтобы воспользоваться.

Коронавирус против популизма. Он в первую очередь бьет по бесталанным и безответственным правительствам.

Преступное бездействие

Власти РА упрямо не хотели замечать угрозы распространения вируса, не предпринимали необходимых мер и не шли на превентивные шаги, как, например, правительства Черногории и Тайваня. Между тем как первый отрезвляющий звонок должен был прозвучать сразу же по выявлении первого больного вирусом в соседнем Иране. Однако агитация референдума была поставлена превыше обеспечения безопасности здоровья людей.

Например, Тайвань очень оперативно отреагировал на выявление в Китае случаев заражения вирусом. То же само сделала и находящаяся далеко от Китая Черногория.

Южная Корея и Италия – антипримеры. Мы же, к сожалению, дали самый плохой пример. Правительство не только не предприняло необходимых шагов, но и притупило бдительность общества и лично инициировало многолюдные собрания, повысив тем самым угрозу заражения.

Армения сейчас оказалась перед вирусом в беспомощном состоянии. В состоянии шока не только и не столько общество, сколько само правительство, руководитель которого, вместо сдачи тестов на принятие управленческих решений, сдает тесты на вирус.

Что делать

Главным принципом должен стать ЧЕЛОВЕК, его жизнь и здоровье. Все шаги должны быть поставлены на служение этому принципу.

Государства созданы для выполнения функций, которые ни один отдельно взятый индивид не в состоянии выполнить самостоятельно.

Гражданин несет социальную ответственность, и желательно, чтобы он обладал также высоким гражданским сознанием, но есть также вещи, которые должна делать власть.

Точно так же, как нельзя оставлять уплату налогов, службу в армии и множество других форм ответственности на самосознание отдельного гражданина (поэтому нужно организовать это на уровне законодательного принуждения), так и борьбу с вирусом нужно вести прежде всего при наличии политической ответственности и высокой компетентности власти.

Отдельно взятый гражданин может не понят, что участие в агитации «да» или в помолвке в условиях угрозы распространения вируса – социально безответственное поведение. Но когда безответственность в этом вопросе проявляет власть, то это уже тема для совсем другого разговора.

Если бы гражданин был социально ответственен, то он самоизолировался и не позволил бы превращать собственные уши в мусорное ведро для пропаганды ненависти. Но поскольку в природе нет ничего подобного, и полагаться на сознание отдельного гражданина в вопросе обеспечения общественной безопасности нельзя, поэтому и было создано государство и сформирована власть. Власть должна предпринимать четкие шаги. В частности, в случае распространения вируса.

Жизнь показала, что на всё смотрелось сквозь пальцы. И это в условиях, когда мы имеем около полумиллиона пенсионеров. То есть находящуюся в группе высокого риска большую часть нашего общества.

Как известно, коронавирус наиболее беспощаден к пожилым людям:

–смертность среди людей в возрасте от 80 лет и старше составляет 15 процентов,

–в возрасте от 70 до 80 лет летальный исход наблюдается у 8 процентов заразившихся,

–среди людей в возрасте от 60 до 70 лет смертность составляет 3,6 процента.

Это очень высокие проценты. Не стоит даже представлять, что у нас может произойти, если вдруг всё это перерастет в пандемию. Не стоит представлять, но принятие мер обязательно.

Есть несколько неотложных шагов, которые нужно предпринять. Прежде всего – объявление чрезвычайного положения.

1. В рамках чрезвычайного положения нужно запретить организацию многолюдных мероприятий: свадьбы, помолвки, крестины, дни рождения, жертвоприношения, церковные сборы и др. Если же запретить собрания людей невозможно (например, похороны), то нужно провести специальные дезинфицирующие мероприятия и установить нормы поведения.

2. Нужно временно закрыть все развлекательные места: кафе, пабы и др. Для ресторанов нужно установить особый порядок и часы работы.

3. Временно приостановить деятельность парикмахерских, массажных салонов и мест наиболее интенсивного контактирования людей.

4. Установить режим дезинфекции в общественном транспорте.

5. Максимально перейти на вариант «работы на дому».

6. По телевидению и другим СМИ периодически и агрессивно агитировать, как нужно поддерживать личную гигиену, как пользоваться соответствующими веществами, какими средствами и как мыть руки, как здороваться и т.д.

7. Сформировать группы волонтеров, которые могут быть полезны в том или ином вопросе.

8. Пожилым людям нужно обеспечить как можно меньший контакт и решить вопрос из продуктов питания, чтобы они оставались в условиях домашней изоляции. Здесь может помочь наш армянский менталитет – склонность приходить друг другу на помощь. Родные должны по возможности доставить пожилым людям продукты питания, избавив их от необходимости посещать магазины.

9. Обеспечить необходимое количество тестов, подготовившись к наихудшему сценарию. Мы упустили момент и получили множество проблем. Например, проблему с медицинскими масками. Нужно предпринять четкие шаги в этом направлении.

10. Сделать обязательным наличие во всех общественных местах (аэропорт, гостиницы, межгосударственные КПП и др.) соответствующих чистящих средств (алкогель и др.).

11. Рассмотреть все возможности для госпитализации и быть готовыми, повторюсь, к наихудшему сценарию, то есть когда соотношение количество больных/население будет на уровне выше зафиксированной во всем мире нормы.

Распространение вируса, как правило, намного быстрее и масштабнее, чем фиксируется официально, так как выявлению случаев заболевания предшествует распространение вируса, причем в геометрической прогрессии. Исключать этого у нас нельзя, так как этап профилактики прошел позорно плохо. Ничего предпринято не было. Между тем как ежедневно сообщалось, что происходит во всем мире и, в частности, в соседнем Иране, с которым у нас имеются активное сообщение.

12. Нужно отнестись к силовым структурам и армии с максимальным трепетом, не допустив проникновения туда вируса. Уверен, что в армии это осознание есть, и там нет революционной заносчивости.

Естественно, это неполный список необходимых шагов.

По части экономического блока есть необходимость в неотложных мерах.

1. Нужно оперативно представить в НС законодательный пакет касательно изменения налоговой политики по сферам. Необходимо предусмотреть налоговые каникулы, отсрочку выплат и т.д. В противном случае мы потеряем сферы малого и среднего бизнеса. Причем навсегда.

2. Не удерживать искусственно курс драма по отношению к доллару, но при этом не допустив его резкого обесценивания. Обвал курса может породить панику похуже той, которую вызвал вирус, – нам это ни к чему.

Нужно проводить так называемую политику управляемо-плавающего курса. Было бы похвальным решение ЦБ по возможности прибегать к безналичным сделкам. Это уменьшило бы масштабы и скорость возможного распространения вируса.

3. Частные банки нужно не принуждать, а предложить им отсрочить на 2-3 месяца выполнение кредитных обязательств. То есть здесь нужно применение мягкой силы.

Пусть каждый банк сам решает свою политику. Принуждение опасно, так как здесь стоит также вопрос защиты интересов вкладчиков и того, чтобы не навредить банковскому сектору в целом. Если какой-то частный банк решит пойти навстречу заемщикам, то это позитивно скажется на его имидже и однозначно принесет ему впоследствии бонусы.

4. Вопрос продовольственной безопасности тоже заслуживает особого внимания. В этом плане распространение паники нужно пресекать пропагандистскими и, в случае необходимости, также другими методами.

5. В условиях сокращения пассажироперевозок и пассажиропотока нужно пойти на неотложные налоговые шаги, в частности, в сфере транспортного бизнеса.

Это неполный список тех экономических шагов, которые, хоть и с опозданием, нужно предпринять.

По части же системы здравоохранения всё понятно и так. С сожалением приходится констатировать, что мы не готовы к сценарию массового заражения, и нужно приложить все усилия в направлении превентивных шагов, иначе впоследствии будем вынуждены ввести военное положение.

Чего делать не нужно

Самое главное – это не проявлять халатности и разгильдяйства.

Власть обладает полномочиями и ответственна за безопасность граждан РА. Перекладывание вины на индивидов – свидетельство собственной некомпетентности.

Теперь по части извлечения в будущем выгоды из ситуации с вирусом.

В мировых финансовых системах сформировались глобальные концентрационные лагеря. Цель – в обеспечении сферхпрозрачных финансовых потоков. Несомненно, идея хорошая, но оказаться в новом поезде посткоронавирусного мира можно лишь накопив до этого капитал. И для этого не нужно разваливать банковскую систему РА, ликвидируя банковскую тайну.

В Армении нерезидентами сделаны вклады на более чем 2 млрд долларов. Суммы увеличились в особенности в последние 2 года. И причина здесь не в бренде бархатной революции, а в том, что в мире есть очень мало мест, куда можно сбежать «черному» и «белому» капиталу.

Кроме того, европейский Центробанк практически исчерпал весь свой инструментарий, начиная с применения отрицательной процентной ставки и заканчивая денежной эмиссией. Деньги идут туда, где есть возможность для развития и спокойного хранения. Представьте, что одним из таких мест является армянская банковская сфера, и сейчас власть делает всё, чтобы это ликвидировать.

Армения – одна из тех редких стран, в которой могут приютить заграничный капитал. Задачей Армении является поставить эти деньги на служение собственной экономике. Ведь мы так часто гордимся тем, что умнее других. Теперь нужно доказать, что мы действительно умны, а не ищем свое счастье, подобно герою сказки «Глупец», в других местах.

Поощряя внешний приток денег, можно:

а. снизить проценты по вкладам для нерезидентов,

б.сделать кредитные ресурсы более доступными.

Можно пойти и на другие шаги, но одного делать уж точно не следует.

Нельзя ликвидировать банковскую тайну. Как бы извне ни принуждали это делать, нужно найти достаточно ума и духа, чтобы не разрушать собственный дом своими же руками и чтобы воспользоваться глобальными развитиями в мире.

Коронавирус еще не добрался до Армении, но «вирус» ликвидации банковской тайны уже присутствовал. Осуществляемый против банковской системы этот шаг нельзя было предпринимать до появления вируса, и тем более нельзя сейчас.

Нельзя также предаваться соблазну конфискации имущества без решения суда. Если есть случаи разграбления или присвоения государственных средств, то их можно выявить посредством действующего законодательства, наказав виновных в судебном порядке. Однако нельзя превращать презумпцию виновности в политический инструмент всеобщего применения. Если машина раскулачивания будет запущена, она больше не остановится, нанеся мощный удар по нашей экономике.

Вместо того чтобы формировать благоприятную среду для притока в Армению убегающих из стран ЕАЭС и других государств денег и поставить эти деньги на служение нашим интересам, мы хотим сделать всё, чтобы случился отток изнутри нашей страны? А смысл? На чью мельницу мы хотим лить воду? К тому же в условиях нынешних проблем безопасности.

Наши армию и безопасность нужно укреплять прежде всего в тылу. А это – экономика.

Армении нужны дешевые и «длинные» деньги. Они есть. Остается не быть настолько глупыми, чтобы отпугнуть уже имеющиеся, и быть настолько умными, чтобы привлечь новые. Именно в этом и должны заключаться извлечение выгоды и переход в поствирусный период с дивидендами.

Инвестиции нам нужны как воздух и вода. Вирус должен исполнить роль катализатора, чтобы отказаться от популизма и перейти к рациональному управлению. Коронавирус стал своеобразным пробным камнем на этапе между прошлым и будущим. Есть время, когда нужно спрыгивать с поезда, и время, когда на него нужно садиться. Сейчас – время садиться.

Все те народы, которые успеют сесть в новый поезд, будут иметь место в поствирусном мире.

Нам нужно качественно новое управление с лидерством нового качества.

Андраник Теванян

директор исследовательского института «Политэкономия»,

кандидат экономических наук

Последние материалы этого заголовка