Интервью

29.01.2020 11:23


Эйфорию в обществе власть восприняла как отмашку для вседозволенности – Роберт Кочарян

Эйфорию в обществе власть восприняла как отмашку для вседозволенности – Роберт Кочарян

Сайт «Yerevan.Today» посредством офиса второго президента Армении Роберта Кочаряна направил вопросы экс-президенту. Ответы были получены 28 января, которые сайт и опубликовал полностью.

Год начался с роста напряжённости в регионе, причиной которой стало убийство американцами иранского генерала Сулеймани. Как Вы оцениваете эти события и реакцию наших властей на эти события?

– Происходящее в регионе является следствием процесса переформатирования глобального миропорядка, о чем я говорил в одном из последних интервью. Росту влияния региональных игроков противодействует глобальный лидер, у которого уже не хватает ресурсов для доминирования, но ещё есть возможность нанесения ущерба оппонентам. Процесс чрезвычайно опасный, но неизбежный и нам следует быть готовыми к таким проявлениям. Реакция Армении была постыдно страусиной. «Нагорная проповедь» премьера в стиле «давайте жить дружно» из известного мультика про кота Леопольда была абсолютно неадекватной. Речь не о том, чтобы встать на чью то сторону, но следовало хотя бы отметить причинно-следственную связь происшедшего. Так отстранённо могло отреагировать какое-либо островное государство Полинезии, а не дружественный сосед.

Можно ли разделить восторг премьера от экономических показателей? Каков Ваш прогноз экономического года и экономических проблем?

– Причины восторгов премьера, видимо, известны ему одному. На вопросах экономики остановлюсь подробнее, поскольку можно говорить о некоторых итогах прошедшего года.

а) Пару слов о структуре экономики.

Напомню, что правительство говорило о твёрдом намерении сократить сырьевую составляющую, развивать высокопродуктивное сельское хозяйство, стимулировать строительство, а также развивать наукоемкие экспортно-ориентированные отрасли и цифровую экономику. По факту прошлого года произошло обратное: в общем объёме экономики доля горнодобывающей промышленности выросла, доля сельского хозяйства сократилась, разрыв импорта от экспорта возрос, сфера торговли и услуг росла исключительно за счёт игрового бизнеса и потребительского кредитования, а не новой экономики. Обещанный премьером строительный бум схлопнулся так и не начавшись – отрасль росла меньшими темпами, чем экономика в целом. Расходная часть бюджета сильно недовыполнена по части капитальных затрат. Государственный долг вырос, отток населения из Армении продолжился.

Таким образом, структура экономики за прошлый год изменилась в направлении прямо противоположном планам премьера. Такая разнонаправленность заявленных целей и фактических результатов говорит об отсутствии у правительства экономической политики, управленческих навыков и способности прогнозировать, даже на краткосрочную перспективу. Структура экономики страны формируется ценами на медь и тотализатором, а не программами правительства. Это отражение элементарной профнепригодности большинства министров и руководителей ведомств.

б) Об экономическом росте.

Экономика действительно выросла, но по оценке большинства экономистов далеко не на 7,5%. По мнению Г. Багратяна, рост составил в пределах 3,5%, что больше похоже на истину. Статистика вызывает сомнение, поскольку рост экономики практически не отразился на уровне жизни большинства граждан страны. Да и сокращение объёмов транспортных перевозок и производства электроэнергии никак не вяжется с логикой экономического роста. Деформация статистики происходит ещё и из-за огромного «флюса» в экономике, вызванного спекулятивным ввозом автомобилей для скрытого реэкспорта, обусловленным разницей в налогообложении со странами ЕАЭС. При потребности внутреннего рынка в пределах 30 тысяч, в прошлом году в страну ввезено 189 тысяч автомобилей. Это раздуло базовые показатели экономики, что не позволяет объективно оценить действительное состояние дел. Поэтому цифры по объемам торговли и услуг нуждаются в критическом осмыслении. Очевидно, что резкий рост портфеля потребительских кредитов во многом обусловлен именно этим фактором. Этим же объясняется и перевыполнение планов по налоговым поступлениям. Чтобы понять реальную картину в экономике надо просчитать влияние импорта автомобилей на формирование ВВП с учетом его мультипликативного эффекта. Более того, вероятно, что нечто схожее происходило и по целому ряду других товаров, где разница в налогообложении также формировала у бизнеса спекулятивную мотивацию. Этот своеобразный «бонус-подарок» из «республиканского» прошлого для новых властей кончился, хотя ещё будет некоторая инерция в первые месяцы текущего года.

В итоге хорошо, что экономика все же выросла, но поводов для восторга нет.

в) Прогнозы на текущий год.

Бюджетом текущего года планируется рост ВВП всего на 4.9%. При прогнозах роста мировой экономики в 3.5%, с таким бюджетом власти должно быть стыдно появляться на людях. Особенно после обещания взрывного роста экономики. Год будет нелегким, сэкономленные и заемные деньги уйдут на обслуживание внушительного пика внешнего долга, поэтому придётся заимствовать дополнительные средства. Инвестиций не будет, пока революция не перестанет быть брендом «новой» Армении, пока не восстановится доверие к банковской тайне, не прекратятся внесудебные поборы с бизнеса, не прекратятся разговоры о переделе собственности и не изменится атмосфера тотальной ненависти в стране. Плоская шкала подоходного налога увеличит разрыв между бедными и богатыми, что приведёт к росту социальной напряжённости. В лучшем случае нас ждёт год топтания на месте.

– Прошлый год запомнился и огромными министерскими (и не только) премиями, которые были выплачены в атмосфере секретности…

– Очевидно, что эйфорию в обществе власть восприняла как отмашку для вседозволенности, что привело к росту коррупционных аппетитов революционных активистов. Эйфория прошла, однако аппетиты чиновников остались.

Теперь конкретно о премиальных. В обход закона нарушена вся система оплаты государственного аппарата. Премии министрам и их замам зашкаливают разумные пределы, да ещё и без внедрения КПЭ (ключевые показатели эффективности), которые привязали бы вознаграждение к конкретным результатам работы. Такая «дармовая мотивация» развращает правительство, а из-за своей несправедливости деморализует работу всего госаппарата. Возмутительно, что это расточительство происходит на фоне закрытия чувствительных для населения социальных объектов. Вдумайтесь: средства на заоблачные премиальные новоявленным чиновникам, увеличение расходов на их дорогостоящие вояжи и роскошные ремонты правительственных дач достаточны для модернизации и содержания в течении 5 лет всех закрываемых школ интернатов, детдомов, роддомов, других медучреждений и социальных объектов. Мне сложно в рамках нормативной лексики охарактеризовать происходящее, поэтому оставлю это на усмотрение читателя.

– Можно ли говорить о новом внутриполитическом этапе и как он проявит себя? Что, по Вашему прогнозу, может стать главным внутриполитическим событием либо требованием 2020 года?

– Осень была политически активной и можно с уверенностью утверждать, что консенсус минус один в принципе состоялся. В этом году закончится формирование нового политического ландшафта, а также определится повестка, способная консолидировать политически активных граждан. Все понимают, что эйфория в обществе прошла, однако сформированная под ее сильным давлением власть осталась. Парламент, как и ожидалось, оказался инфантильным придатком правительства, неспособным выполнять конституционную функцию контроля за исполнительной властью. Политические процессы протекают за пределами НС, где и формируется политическая повестка страны. В текущем году конфигурация парламента окончательно перестанет отражать общественные настроения, что будет означать потерю им легитимности. Это обстоятельство сделает внеочередные парламентские выборы велением времени и главным политическим запросом. Все это будет происходить на фоне ухудшения социально экономической ситуации в стране и неспособности правительства выполнять данные обещания. Будут ли выборы уже в этом году, зависит от интенсивности политических процессов, степени вовлечённости граждан, устойчивости правящей фракции и, конечно, просчетов властей. Вероятность такого развития событий считаю достаточно высокой. Эксцентричные пресс-конференции премьера вроде последней в Капане лишь ускоряют процесс.

– Что можете сказать о Вашей роли в оппозиции, несмотря на заключение?

– Своей сущностью и действиями власть вернула меня в политику, а держа в заключении, успешно делает меня символом противостояния ее бездарному правлению. Судьба в своё время дала мне возможность возглавить борьбу за независимость Карабаха, символизирующего возрождение национального самосознания. Тогда, в начале движения, мне чудом удалось избежать азербайджанского заключения. Ирония в том, что, лишив меня свободы, наша власть сегодня восполняет то, что тогда не удалось азерам. История знает много вдохновляющих примеров успешной политической борьбы из тюрем. Вероятно, мне суждено сыграть очень важную роль в избавлении страны от порочной власти, разрушающей нашу национальную идентичность.

– Может ли борьба Ваших сторонников и команды за свободу перетечь в политическое движение, и какую роль в этом вопросе может сыграть комитет, координируемый Агваном Варданяном?

– Это вполне возможно. Убежденность людей в своей правоте и их готовность к борьбе и лишениям - важнейшее условие для любой политической борьбы. Таких людей в нашем лагере очень много. Совместная работа сближает людей, формирует командное чувство и нарабатывает опыт взаимодействия. Скреплённые в оргструктуру, они становятся реальной политической силой. Переформатирование созданного комитета в политическую единицу станет лишь делом техники, если, конечно, они сами этого захотят. Ситуация с уголовным делом и судебным процессом вообще показывает полный коллапс судебно-правовой системы страны. Добиваться правосудия там, где им и не пахнет, может в какой-то момент показаться бессмысленным. Поэтому нельзя исключать их активное участие в политическом движении за восстановление конституционного порядка в стране.

– Уже больше месяца находится под арестом владелец Пятого канала Армен Тавадян. Как Вы думаете, это давление на свободную прессу или репрессии по отношению к Вашим друзьям и сторонникам?

– Несомненно, имеет место сочетание обоих факторов. Они мерят людей своим меркантильным аршином. Тавадян имеет богатую биографию и большие заслуги в становлении НКР. Уверен, что он с достоинством справится с любыми лишениями.

Последние материалы этого заголовка