Мнение

11.11.2019 14:34


По ту сторону национального и анационального: о возникшей вокруг многопрофильного министра Араика Арутюняна напряженности   

По ту сторону национального и анационального: о возникшей вокруг многопрофильного министра Араика Арутюняна напряженности   

Араик Арутюнян выполняет во всей этой истории функцию мальчика для битья. Он – маленький человек, оказавшийся в большом

Будоражащий нашу общественность реальный спор имеет системно-ценностный, мировоззренческий и политический подтекст.

Политической составляющей является то, что помышляющие о «Никол, уходи!», но по каким-то причинам всё еще боящиеся говорить об этом вслух, борются с министром.

Что касается ценностной и идейной сторон вопроса, то спор этот не нов.

Примитивны, поверхностны и антигосударственны все те, кто считает, что для позиционирования прогрессивным нужно отвергнуть национальное, традиционное. Этот тип людей – несостоявшиеся мещане, которым в советские годы казалось, что армянский язык должен использоваться в бытовом общении, а в остальных случаях в чести русский.

Согласно советско-армянскому «интеллигенту» или партноменклатуращику мещанского разлива, армянский язык нужен для общения низкого уровня, а русский – для академического и высокого статуса.

Сейчас они стали из большевиков «либералами», заменили русский английским и считают, что отведение приоритета иностранному языку за счет армянского – признак прогрессивности.

Действительно, иностранный язык изучать нужно, но не за счет армянского. Даже наоборот, ключ армянского языка поможет легко освоить иностранный. Для начала нужно сформировать национальное языковое мышление, и лишь затем переходить к «интернационалу». Последнему ты не нужен, если тебе нечего добавить, как самобытному виду.

Кстати, под традиционным не нужно понимать «Жена должна омывать ноги мужа и пить эту воду», «Кто царь, тому и пономарь», «Чем больше будешь бить ребенка, тем правильнее он вырастет», «Бьет – значит любит», «Дочке в упрек, невестке – в намек» и другие подобные коды. Это – другая крайность.

Крайности «традиционного» и «международного» по форме отличные, но по содержанию те же реакционные и поверхностные явления.

Национальное и традиционное всегда перекликаются с общечеловеческим и прогрессивным. Национальную и общечеловеческую ценность имеют философия Ованнеса Туманяна, представления Гарегина Нжде о государстве и политике, о месте и роли интеллигенции, очерченные Вааном Теряном контуры духовной Армении, идея закона исключения 3-ей силы Рафаэла Ишханяна, «Плач» Мовсеса Хоренаци, «Судебник» Мхитара Гоша, мировоззрение Григора Нарекаци, павликианское и тондракийское движения и т.д.

Традиционное – это не «топорное». Арам Хачатрян, «Pink Floyd», Комитас или Бах имеют общечеловеческую ценность и уже этим находятся на одной плоскости.

Парни «Led Zeppelin» – и английские, и интернациональные. В джазе Малхаса тоже есть смесь национального и общечеловеческого. Именно они и являются синтезом и ценностью, а не преподносимый на армянском мугам или потчуемая на иностранном непонятная галдень.

Прогрессивным является не использование вместо «обсуждения» слова «дискашн» или вместо «привета» – «хеллоу».

Прогрессивное – это не эпатажная пропаганда извращения. Права человека предполагают также право имеющего иное мнение визави, а не диктаторское принуждение прав меньшинства, это – уже профанация демократии, другая крайность.

Традиционная семья не архаизм. Рождение ребенка традиционным путем не изжитая идея. Пропагандирующие противоположное между строк, по моему глубокому убеждению, – маргиналы, которые имеют право быть таковыми, но не имеют права принуждать маргинализм другим. Я толерантен до того момента, когда вторгаются в мое пространство, не спросив на это разрешения.

Избегание национального «я» характерно деревенщинам. Именно национальным мы привносим в мир свой колорит и становимся интересными другим. Без национального мы – лист без дерева. Или, в лучшем случае, – щепки.

Комплексовать от сохранения национальной самобытности нельзя. Это – комплекс несостоявшихся людей. Этот комплекс в особенности характерен поднявшимся на революционной волне пустым выскочкам.

В свое время армянские большевики хотели казаться большими большевиками, чем сами большевики, и настолько «глобализировались», что доставляли Ататурку золото и оружие, слепо веря в лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и в «покраснение» Турции.

Выставляющие национальное «бякой» в реальности являются маленькими людьми, пытающимися казаться большими и «глобализироваться» посредством бегства от национального «мы» и борьбы с ним.

Главным институтом нашей национальной самобытности является армянский язык. Он может быть обогащен и модернизирован, но должен остаться главным храмом армянства, вокруг которого выстраивается армянский код.

Республика Армения и Армянский язык – те главные козыри и субъекты, посредством которых мы можем позаимствовать у мира и пополнить этот мир. Можем обогатиться и обогатить.

Со страницы в «Facebook» Андраника Теваняна

Последние материалы этого заголовка