Интервью

01.11.2019 11:29


«У меня две жизни – одна в Армении, другая в Норвегии»: внук Бьорн переведет дневник бабушки

«У меня две жизни – одна в Армении, другая в Норвегии»: внук Бьорн переведет дневник бабушки

Внука норвежской миссионерки, очевидицы Геноцида армян и опекуна многих осиротевших армян Бодиль Бьорн Юси Бьорна – невидимая связь с Арменией 6-7 раз в год приводит в Ереван. Как говорит он сам, у него две жизни: одна в Норвегии, другая в Армении. Бьорн, наизусть изучивший улицы Еревана, успел так хорошо узнать Армению, что сейчас уже сам знакомит норвежских туристов со страной, рассказывает им истории о Геноциде армян, услышанные от бабушки. «Арменпресс» представляет беседу с Юси Бьорном.

- Господин Бьорн, два года назад, когда Вы были в Армении, мы с Вами также имели беседу, интересно, это Ваш визит в Армению который и какова цель этого визита?

- Я приезжаю в Армению и возвращаюсь 6-7 раз в году, по разным причинам почти каждый второй месяц. Одна из причин заключается в том, что я работаю в качестве гида для норвежских туристов. У меня здесь разные программы.

- Каким образом Вы так скрупулезно узнали Армению, что сейчас можете представлять ее туристам, что Вы показываете им здесь?

- Я представляю им известные места Армении. Нораванк, Хор Вирап, Музей - институт Геноцида армян. Я бываю гидом также и для туристов из Дании, Швеции. В прошлом году я привозил сюда большой хор из Норвегии - около 50 певцов. Они выступили в Доме камерной музыки им. Комитаса и в церкви “Семь ран” в Гюмри. Это еще одна программа чтобы связать Армению и Норвегию. Гюмри и Крагеро, родина Бодиль Катарине Бьорн, станут городами - побратимами и будут сотрудничать в различных сферах, например, в шахматах. В феврале состоялся большой шахматный турнир в Крагеро, и несколько гюмрийских шахматистов также были приглашены туда.

- Интересно, что Вы рассказываете туристам в Музее-институте Геноцида армян?

- Я рассказываю им истории, услышанные от моей бабушкой, я их очень хорошо помню. Есть истории, которые записаны, я беру их из ее дневника и рассказываю своим туристам. В апреле прошлого года в Армении находилась и моя семья - мои дети и внуки. Они впервые были в Армении, и точно вернутся сюда снова. Они должны любить историю своей семьи.

- Почему Вы инициировали это в Армении?

- Я делаю это в первую очередь для себя, это доставляет мне удовольствие. Я люблю Армению, достаточно людей знаю здесь. У меня две жизни: одна в Норвегии, другая в Армении.

- Вы внук миссионерки, друга армянского народа, очевидицы Геноцида армян и опекуна многих осиротевших армян Бодиль Бьорн, знаю, что изучили ее письма, дневник Вашей бабушки и инициировали фильм “Они называют меня матерью” " (They call me mother), что еще планируете сделать с письмами и дневником Вашей бабушки?

- Я попросил норвежского исследователя создать небольшую брошюру, которая кратко расскажет о фильме. В следующем 2020 году, исполняется 60 лет со дня смерти Бодиль Бьорн, а в 2021 году исполняется 150 лет со дня его рождения. С июля следующего года до февраля 2021 года я осуществлю различные программы в разных местах. Мы в Норвегии и в Армении по случаю 150-летия со дня ее рождения выпустим марку. В Норвегии, в ее родном городе Крагеро, мы проведем конференцию, посвященную человечности. В ходе этой конференции мы будем говорить также и о Геноциде армян. Мы также откроем небольшой музей на ее родине – ее личные вещи, мебель. Я также планирую вместе с журналистами и фотографами посетить Гюмри, Муш, Алеппо. И в итоге журналисты крупных газет Норвегии подготовят материалы об этом. Надеюсь в Норвегии выпустить и телевизионную программу. Эти два года я буду очень занят, Крагеро и Гюмри должны стать городами-побратимами. Основной целью моей бабушки было - быть хорошим христианином, делать гуманное дело. Он открыла здесь детский приют, лечила людей. В дни геноцида она была здесь, была очевидцем. После Геноцида армян Бодиль Бьорн работала также и в Сирии, в Алеппо, продолжала свою гуманитарную работу. Ее письма и дневник должны быть переведены на армянский и английский языки. Я планирую сделать это при содействии Музея-института Геноцида армян. И все это должно быть сделано в течение этих двух лет.

- Господин Бьорн, какова позиция правительства Норвегии относительно Геноцида армян, не изменилась ли она сейчас?

- К сожалению, правительство не имеет никакой точки зрения по этому поводу. Полотическая точка зрения пока не изменилась, поскольку Норвегия является членом НАТО, экспортирует рыбу в Турцию. Грустно, но это важнее.

- И хотела бы от Вас услышать, что думают в Норвегии люди, общество о Геноциде армян?

- Сегодня все больше людей в Норвегии узнают о Геноциде армян, они знают и об известных армянах. Очень важно, что они знают Армению не только через геноцид, но и через известных людей -музыкантов, атлетов, шахматистов. Например, норвежцы очень хорошо знают Левона Ароняна. Это также одна из моих тем, которые я рассказываю людям.

- Господин Бьорн, что Вы больше всего любите в Армении?

- Я очень люблю климат Армении. Здесь весна и осень просто фантастические. Я люблю горы Армении, а также ее цветы. Больше всего люблю ее людей, которые очень гостеприимны. Мои туристы также говорят, что здесь очень легко говорить с людьми, связаться с ними. У меня здесь много знакомых. Мои друзья, когда они приезжают сюда, говорят, неужели мы можем пойти куда-то, где тебя не знают?

- Знаете ли Вы хоть какие армянские слова?

- Знаю несколько армянских слов, армянский язык трудно выучить, хотелось бы больше знать. Но я никогда не пропаду в Армении, всегда могу найти свой путь, даже могу сказать водителям такси, что они едут по неправильной дороге, я очень хорошо знаю город. Так как я много хожу, я здесь знаю все улицы.

Последние материалы этого заголовка