Редакционная статья

14.02.2011 09:13


Сержу Саргсяну осталось уповать лишь на Артура Багдасаряна

Сержу Саргсяну осталось уповать лишь на Артура Багдасаряна

Имеющееся между командой Сержа Саргсяна (не путать с РПА) и партией «Процветающая Армения» (ППА) «молчаливое»  противостояние, которое поощрялось из резиденции президента, получило развязку в ходе состоявшегося 12-го февраля съезда ППА. Было зафиксировано полное поражение «гибкого» лидера РПА и провал его очередной «инициативности». А провал Саргсяна произошел потому, что он не смог получить от Гагика Царукяна обещание поддержать его кандидатуру на предстоящих президентских выборах.

Не увенчалась успехом и попытка Сержа Саргсяна навязать ППА новый коалиционный меморандум, по которому правящие силы должны были согласиться сохранить на предстоящих парламентских выборах нынешнюю пропорциональность.

Проигранная партия

Итак, во время съезда ППА были даны ответы на самые интригующие вопросы последних дней. Стало ясно, что ППА не выходит из коалиции, но и не заявляет о поддержке Сержа Саргсяна в 2013г.

Иными словами, планы президентской команды ни по одному пункту не были реализованы и Саргсяну не оставалось ничего иного, как в униженном состоянии участвовать в съезде возглавляемой Царукяном партии, стоя слушать гимн ППА, сидеть возле Царукяна и смотреть достаточно продолжительный фильм про своего коалиционного «партнера», слушать выступление не поддерживающего его лидера ППА, а затем нервно покинуть территорию концертно-спортивного комплекса – места, где в «революционные» дни Саргсян любил часами беседовать со знакомыми и незнакомыми ему лидерами десятков партий.

Теперь давайте вспомним то, что происходило до этого. Сначала всё происходило за кулисами. Против ППА были задействованы методы шантажа и ультиматумов. Судя по поведению Саргсяна, он перепутал Царукяна со своими постоянными клиентами. Но когда стало ясно, что Царукяну наплевать на саргсяновские ультиматумы и он не пойдет на политическое самоубийство, в игру была введена продажная пресса (газеты, сайты), которая каждый день публиковала диктуемые из президентской резиденции статьи и «аналитику».

Кроме того, были использованы штатные депутаты и внештатные сазандары, которые постоянно готовы произносить любую нелепость, приказанную сверху. За этим последовала жесткая публичная реакция Роберта Кочаряна, в которой говорилось о короткой памяти некоторых лиц: очевидно, что мишенью заявления был Серж Саргсян. Начиная с этого момента, продажная пресса стала еще более истеричной.

Члены президентской команды, вероятно, ожидали, что их лидер даст адекватный ответ на напоминания 2-го президента РА и пойдет на открытую конфронтацию, переняв знамя борьбы и выйдя на арену, но можно лишь представить степень разочарования некоторых, когда они поняли, что душой их руководитель остался подчиненным, а они – подчиненные этого подчиненного.

Вместо того, чтобы после полученных от Кочаряна ударов ответить самому, Серж Саргсян, оставаясь преданным своим принципам, спрятался за членами своей партии и некоторыми «левоновскими» средствами массовой информации и начал чужими устами делать намеки на события 27-го октября, «забывая», что именно он был министром Национальной безопасности РА на тот момент и недопущение подобного теракта входило в его непосредственные обязанности.  Причем, Саргсян в тот день не был в Ереване: по какому-то странному совпадению, его отсутствие всегда совпадало со временем громких убийств в Армении…

Вспомнив про 27-е октября, Саргсян «забыл», что в недалеком прошлом на страницах поддерживавшей его газеты ежедневно поливали грязью Вазгена Саркисяна и сейчас просто аморально, спекулируя именем Вазгена, решать свои собственные задачи.

Саргсян «забыл» и то, что после 27-го октября РПА публично требовала именно его отставки. Здесь проблема не в том, что РПА в одно время была против Саргсяна, а сейчас тот же Саргсян является руководителем РПА: это тема для другого разговора. Примечателен во всем этом людской цинизм. Фактически, ради власти, некоторые не учитывают, о чем говорят и что напоминают. Словом…

Современное политическое проклятье: «Чтоб ты полагался лишь на “Оринац еркир”!»

Отметим, что выдвинутое Саргсяном ППА требование-предложение не только не умещалось в здоровую логику, но и имело антиконституционный характер, поскольку на выборах число голосов за ту или иную политическую силу должно определяться голосованием народа, а не коалиционным меморандумом.

По сути, Саргсян предлагал закрепить пропорцию квот в результате предстоящей фальсификации выборов. Естественно, ППА не могла принять подобные правила игры, а то, что другая часть коалиции – «Оринац еркир» – выступает двумя руками за «меморандумный» подход Саргсяна, не удивительно: после 1-го марта 2008г. Артур Багдасарян превратился в «политическую наложницу» Саргсяна и готов сделать любой шаг, который будет продиктован с Баграмяна 26. Багдасарян сейчас обеспокоен лишь тем, как дольше остаться у властной кормушки, а это может продолжаться лишь в случае президентства С. Саргсяна и поэтому председатель «Оринац еркир», не раздумывая, кидается в «объятия» президента. Иными словами, Саргсян и Багдасарян являются сиамскими близнецами и естественными союзниками, а также «монахами».

Очевидно, что Саргсяну нужны именно такие «союзники», которые дискредитированы в глазах общества, а потому им не остается ничего, как уповать лишь на «любителя футбола». Наличие в саргсяновской команде людей, подобных Тиграну Саркисяну и Артуру Багдасаряну, является ярким доказательством сказанного.

И поскольку Саргсян считает, что может удержать свое кресло и не чувствовать угрозу изнутри, только если будет окружен багдасарянами, гегамянами, «эчмиадзинскими монахами» и назначающими в свои советники педофилов, то ультимативной политикой пытался превратить Гагика Царукяна в Багдасаряна-2.

Как известно, эта попытка превратилась для Саргсяна в пытку, подобно тому, как отправлявший Гюлю из самолета письма в результате «футбольной» дипломатии оказался вне игры.

Можно сказать, что после съезда ППА у правящей коалиции больше нет пирамидальной структуры с вершиной и подчиненными ей частями. Сейчас Серж Саргсян является всего лишь одной из сторон коалиции, такой же, как Артур Багдасарян. Не более!

Что касается судьбы нового коалиционного меморандума и поддержки Сержа Саргсяна, то председатель РПА отныне должен уповать лишь на Артура Багдасаряна. Да, не забуду упомянуть и Эгине Бишарян, которая также готова поддержать «любителя футбола». В случае столь «мощной» поддержки, сами понимаете, что политические соперники С. Саргсяна должны серьезно обеспокоиться: ведь наш «Мубарак» слишком «инициативен». Остается лишь задать вопрос людям готовым поддержать кандидатуру Сержа Саргсяна и работающей на него «независимой» прессе: уверены ли вы, что Саргсян останется на своем посту до 2013г. и уверены, что он выдвинет свою кандидатуру, что с таким энтузиазмом и самозабвением вы предались поддержке его кандидатуры?

***

Таким образом, на политическом поле Армении создалась новая ситуация. Пирамида власти не только дала трещины, но на деле не существует вообще и сохраняет свой внешний вид исключительно по инерции, которая не может долго продолжаться.

Сейчас для гражданского общества представилась уникальная возможность содействовать широкой общественной консолидации и пойти на национально-демократические перемены.

Андраник Теванян

P.S. Если бы Саргсяну удалось добиться желаемого и полностью лишить ППА политической самостоятельности, то он поспешно начал бы процесс раскулачивания «своего» Царукяна и приступил бы к остальным «своим», со всеми вытекающими из этого последствиями (возможность воспроизводства, прекрасные условия для построения «экономика одного олигарха» и др.), но это ему не удалось.

В результате, сейчас Саргсян оказался в достаточно тяжелой ситуации, поскольку, будучи изначально лишен широкой поддержки общества, а, следовательно, не имея достаточного резерва политической легитимности, сейчас после съезда ППА он испытывает серьезный дефицит легитимности и внутри пирамиды власти, что может стать началом конца нашего доморощенного «Мубарака».

Кстати, что-то подобное произошло с президентом Египта: он давно был дискредитирован в глазах народа, но когда его не приняли и в госаппарате и когда перпендикуляр власти развалился, тиран был вынужден спасти свою жизнь и членов своей семьи, покинув Каир на самолете. Но еще вопрос, сможет ли Мубарак, сбежав из города или страны, избежать ответственности и не предстать перед судом за более, чем 300 жертв.

Последние материалы этого заголовка