Интервью

26.03.2010 22:11


Давид Бабаян

Давид Бабаян

 Интервью с советником президента Республики Арцах, политологом Давидом Бабаяном

-Как Вы оцениваете ту часть интервью президента РА Сержа Саргсяна сирийской газете «Al Watan», которая относится к Карабахскому вопросу?

-К любому заявлению, особенно к заявлению главы республики или руководителя внешнеполитического ведомства, нужно подходить хладнокровно. Если проанализировать этот текст, то никакой конкретики там нет. Он сказал, что возвращение этих территорий может обсуждаться. Это сравнительная категория: луна тоже может изменить свою орбиту, что вовсе не означает, что она изменит. Это раз. Мы всегда говорили, что  готовы обсудить с Азербайджаном любой вопрос, в том числе вопрос территорий, что вовсе не подразумевает нарушение целостности нынешней территории Нагорно-Карабахской Республики или указанных территорий. Территориальный вопрос есть как у них, так и у нас. Конечно, этот вопрос должен быть обсужден, что вовсе не означает, что будет возврат к 1988г.

-А относительно коридора...?

-Коридор может быть шириной в 5 км, а может - 500 км. Здесь нет какой-либо конкретики. Президент сказал, что Армения не заселяет эти территории. Конечно, такая политика не проводится. Эту политику проводит Республика Арцах и будет продолжать ее проводить. Какое отношение имеет Армения к этим территориям? Все нужно рассматривать глубинно, а не эмоционально. Урегулирование азербайджано-карабахского конфликта требует от нас хладнокровного подхода. Никто никогда не может ставить будущее Арцаха под сомнение. А будущее Арцаха в границах 1988г. обречено на погибель. Все это понимают.

- Арцах в переговорном процессе представляет Армения. Заявления президента РА согласованы с руководством Республики Арцах?

-Серж Саргсян является президентом РА, суверенного государства, а мы - другое государство, конечно же, не согласованы. Он представил официальную позицию РА. Та же Республика Армения всегда говорит, что Республика Арцах должна вернуться в переговорный процесс. Поскольку пока мы не являемся непосредственными участниками, то ко всем заявлениям можно относиться спокойно. Когда мы станем стороной переговоров по урегулированию конфликта, восстановим наш статус, тогда выступим с заявлениями.

-В ближайшем будущем Вы видите возможность возвращения Арцаха в переговорный процесс?

-Не вижу, поскольку для этого нужен ряд предпосылок. Во-первых, Азербайджан все еще всеми способами препятствует восстановлению полноценного формата этого процесса. Когда будет восстановлен полноценный формат, то изменится также и суть процесса. Во-вторых, мы должны начать участвовать в этом процессе с нуля, а не с участия в обсуждениях каких-то выдвигаемых Азербайджаном идей. Если Азербайджан продолжит утверждать, что вопрос должен быть урегулирован в рамках восстановления так называемой территориальной целостности, то нет никакого смысла вести с ним переговоры. В первую очередь они должны быть готовы к логическому, конструктивному компромиссу. Если этого нет, то нет и смысла в вовлечении Арцаха.

-Какие развития событий Вы прогнозируете в вопросе урегулирования Карабахского конфликта в ближайшее время?

-В мире протекают очень интересные процессы. Мне кажется, по состоянию на данный момент международному сообществу выгоднее оставить ситуацию так, как есть. Мы видим, что Косово, Абхазия, Южная Осетия получили независимость. Но это немного иной процесс, поскольку каждый из них находятся под воздействием одного геополитического полюса. У нас другая проблема, поскольку здесь есть баланс. Однако, чтобы исключить нарушение данного баланса, а также из-за других процессов, международное сообщество не может пойти на резкие шаги. Например, сейчас активно идет процесс обретения независимости Южным Суданом. Естественно, что там в 2011г. должен быть референдум. Не исключено что это государство провозгласит свою независимость, но международное сообщество определенное время не будет ее признавать, сохранит статус-кво, поскольку ему сложно разработать какие-то критерии. По этой причине самым вероятным является то, что останется так, как есть, что, кстати, для нас не так уж и плохо.

Беседу вела Сюзи Мелконян

 

Последние материалы этого заголовка