Интервью

24.03.2010 12:59


Серж Саргсян

Серж Саргсян

Интервью президента РА Сержа Саргсяна сирийской газете «Al Watan»

Ваше Превосходительство, год назад президент Сирийской Арабской Республики Башар аль-Асад совершил официальный визит в Армению. В конце визита был подписан ряд соглашений. Как Вы оцениваете развитие двусторонних отношений со времени этого визита?

Мы придаем важное значение расширению отношений с Сирией как дружественной страной, имеющей важную роль в регионе Ближнего Востока. Армяно-сирийские отношения сегодня находятся на высоком уровне и отображают ту теплоту, которую взаимно испытывают наши народы по отношению друг к другу. Продолжаются активные контакты почти во всех сферах, регулярный характер носят взаимные визиты. Состоявшийся в прошлом году визит президента Сирии был первым визитом в независимую Армению, но еще в 1980 году Советскую Армению посетил светлой памяти Хафез аль-Асад. Отмечу только один факт - в ближайшее время в одном из самых живописных мест нашей столицы будет завершено строительство мемориала, символизирующего армяно-арабскую дружбу, которое осуществляется по инициативе группы сирийских армян при поддержке правительства Армении и мэрии Еревана.

В ходе этого моего визита также будет подписан ряд соглашений. Наша, правительств, обязанность - сформировать благоприятное договорно-правовое поле, чтобы наши общества, ученые, предприниматели, молодежь, отраслевые ведомства могли более эффективно общаться друг с другом.

Дружба народов Армении и Сирии отражается в деятельности руководства двух стран. Как нужно перевести этот позитивный потенциал в экономическое и политическое поле?

Десятки подписанных межгосударственных документов, касающиеся двустороннего сотрудничества, и контакты высокого уровня создали прочную основу для развития тесных отношений между Ереваном и Дамаском. Мы настроены продолжать работы, чтобы еще более укрепить и углубить армяно-сирийское сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-образовательной, культурной и других сферах. Уверен, что подобная решимость существует также у наших сирийских коллег. Активно работает межправительственная комиссия, очередное заседание которой состоится в течение этого года. Есть серьезные планы в энергетике, в областях охраны природы, сейсмологии, здравоохранения, капитального строительства, сельского хозяйства, систем орошения и других сферах. Уверен, что армяно-сирийское сотрудничество с успехом продолжит развиваться по нарастающей.

Ваше Превосходительство, в ходе визита Вы также побываете в Алеппо и Дер-Зоре. Что бы Вы хотели в этой связи передать гражданам Сирии и Армении?

Сегодня в мире много говорят о диалоге цивилизаций, о терпимости. В Сирии представители наших двух народов без долгих обсуждений на деле создали такой гармоничный пример сосуществования мусульман и христиан, который может служить примером для мира, для всех поборников терпимости. Эти добрые традиции - общее богатство наших народов, их нужно хранить и лелеять.

Во время всех своих зарубежных визитов я стремлюсь встречаться с представителями армянской Диаспоры. Создавшаяся по жестокой воле истории Диаспора - важное звено, которое связывает армянскую цивилизацию с другими народами, обществами, государствами мира. То обстоятельство, как воспринимаются наши соотечественники Диаспоры в тех странах, чьими гражданами они являются, обусловливает то, как будет восприниматься Армения, армянский народ вообще.

Конечно, я не мог бы посетить Сирию и не побывать и занимающих особое место в истории Диаспоры Алеппо и Дер-Зоре. Я побываю в этих районах, чтобы выразить благодарность нашего народа нашим сирийским сестрам и братьям, также чтобы воодушевить наших соотечественников быть достойными и уважаемыми гражданами дружественной Сирии.

Ваше Превосходительство, какое влияние окажет принятие обсуждающейся в Конгрессе США резолюции о признании Геноцида армян на процесс урегулирования армяно-турецких отношений?

Меня часто спрашивают, как нужно представлять факты, касающиеся Геноцида армян, и не навредит ли, признав Геноцид, какая-либо страна процессу урегулирования армяно-турецких отношений и, в целом, безопасности на Южном Кавказе. Я отвечаю, что есть многочисленные страны, которые в этом вопросе не нуждаются в представлении фактов, потому что эти страны имеют собственные громадные архивы относительно Геноцида армян.

Что касается опасения навредить безопасности, признавая Геноцид, - это то же самое, что предложить выбор между безопасностью и системой ценностей. Думаю, что в нашем регионе длительная безопасность возможна, только если она построена на основе глубоко осознанных систем ценностей. Обсуждаемая в Конгрессе США резолюция - внутреннее дело этой страны, в которое мы не вмешиваемся, сколь бы мы ни считали это морально важным.

Мы не превратили признание Геноцида армян предусловием в вопросе установления дружественных отношений между Арменией и Турцией, поскольку наша принципиальная позиция - улучшить армяно-турецкие отношения без каких либо предусловий. Не считаю правильными попытки связать этот процесс с признанием Геноцида армян другими странами. Для меня очевидно одно - чем дольше будет длиться процесс урегулирования наших отношений, тем больше может возрасти число государств, принимающих подобные резолюции.

В своих выступлениях Вы часто говорите о проблеме блокады Армении, отмечая, что она ограничивает экономическое развитие Армении. Какова для Армении экономическая цена закрытой границы с турецкой стороны?

Она велика, учитывая как ограниченность транзитных путей, так и бездействие железной дороги, ведущей из Армении к Средиземному морю. Будь то промышленность, торговля, или оказание услуг - между нашими государствами существует громадный неиспользованный потенциал. Открытость границы могла бы иметь большое значение также для других стран, в том числе, в плане товарооборота Сирии с Арменией.

Но, думаю, цена закрытия этой границы намного больше в политической плоскости. Блокада - не что иное, как одно из средств применения силы. Это не только не подобает двум соседним государствам, живущим в 21-ом веке, но и противоречит уставу ООН, многочисленным нормам международного права. Турция пытается приять на себя все более и более важную роль в регионе и на международной арене. Она является членом Совета Безопасности ООН и группы 20-ти, стремится стать членом Европейского Союза. Все это несопоставимо с односторонним применением экономических санкций в отношении соседней страны, имеющей развивающуюся экономику.

Президент Башар аль-Асад в ряде столиц, также и в Ереване, говорил о своем видении сотрудничества между странами региона, четко отметив Россию, Азербайджан, Армению, Турцию, Иран, а также, разумеется, Сирию. По Вашему мнению, каковы обстоятельства, препятствующие реализации этого видения? Какие решения можно найти для его достижения?

Я совершено принимаю это честное видение моего коллеги, президента Асада. Он дальновидный политический деятель, который любит свою страну и проявляет заботливое отношение к своим соседям и друзьям. Армения всегда выступала в пользу регионального сотрудничества. Мы считаем, что единственным способом, чтобы решить существующие проблемы, является их обсуждение за переговорным столом и поиск решений. Между странами могут быть противоречия и разногласия, но сотрудничество - лучший способ их сглаживания.

Мы за то, чтобы предпринять конкретные шаги сотрудничества, уточнить те сферы, которые могут вызвать взаимный интерес и заинтересованность. Только таким образом можно медленно, но верно проложить путь к решению сложных и огромных вопросов.

Ваше Превосходительство, а как официальный Ереван оценивает ситуацию на Ближнем Востоке? Какова, по Вашему, дорога, ведущая к миру и стабильности?

Армения всегда была внимательна к позициям дружественных арабских стран, и в частности, к позиции Сирии. Армения - сторонник урегулирования всех противоречий путем мирных переговоров и всегда осуждала насильственные действия, нарушение прав человека, попытки подвергнуть коллективному наказанию гражданское население, терроризм. Мы защищаем право народа Палестины на самоопределение, посредством создания независимого государства, что гарантировано резолюцией Совета безопасности ООН.

Мы преисполнены надежды, что все стороны, вовлеченные в сложную панораму Ближнего Востока, как в палестино-израильском, так и сирийско-израильском направлениях найдут соответствующий потенциал для обсуждения за переговорным столом и сглаживания разногласий. Этот конфликт, отнявший тысячи человеческих жизней и право нескольких поколений на мирную жизнь, должен быть урегулирован.

Мы в этом вопросе более чем заинтересованы. Прежде всего, в этом регионе проживают наши многочисленные сестры и братья. Во всех странах есть крупные очаги армянской Диаспоры, образовательные, культурные и духовные учреждения. В их числе важное место занимают находящаяся в Иерусалиме Армянская патриархия, которая имеет особое значение для нас, армян - народа, первым провозгласившего христианство государственной религией. Из наших непосредственных интересов вытекает, чтобы были восстановлены подобающие этому святому месту мир и величие.

Вы многократно отмечали, что урегулирование проблемы Нагорного Карабаха должно быть основано на взаимных компромиссах посредством мирных переговоров. Каковы эти компромиссы в случае Армении?

Я всегда отмечал, что для урегулирования какого-либо конфликта необходимо искать решение в вызвавших его причинах, а не среди последствий. Иначе, это то же, что вместо лечения болезни пытаться ликвидировать ее симптомы.

Народ Нагорного Карабаха попытался разрешить длившиеся десятилетиями несправедливость и давления правовым путем - в рамках законодательства СССР и международного права. Этому была противопоставлена грубая сила, попытка ликвидировать этот народ. Начались длившиеся годы, планомерные военные действия против Арцаха - ежедневно десятки бомб сбрасывались на Степанакерт.

В ответ на это народ Арцаха смог объединиться и защитить свою родину, святые места, женщин, детей и стариков. Для укрепления безопасности вокруг Карабаха сформировался пояс безопасности. Так часто бывает во время войн, но война не была нашим предпочтением.

В противовес утверждениям Азербайджана, этот пояс с нашей стороны ни заселяется, ни эксплуатируется. Когда народ Карабаха получит реальную возможность реализовать свое право на самоопределение и будут созданы действенные механизмы безопасности и развития, армянская сторона может рассматривать компромисс - возврат этих находящихся вокруг Карабаха территорий Азербайджану, конечно, сохраняя связывающий Нагорный Карабах и Армению коридор. Я многократно заявлял об этом. Но в понятии «компромисс» стержневая идея - взаимность, и нужно осознавать, что в подобных ситуациях односторонние уступки только углубляют существующие опасности и угрозы.

 

Последние материалы этого заголовка