Мнение

22.03.2010 12:09


Экзамен Обамы и время Турции

Экзамен Обамы и время Турции

В ответ на несколько предложений из одобренной 4 марта в комиссии по внешним сношениям Палаты представителей США и ни к чему не обязывающей резолюции, деликатно подтвердивших факт осуществленного против армянского народа Геноцида и насильственного Лишения родины, возникло противодействие в виде угроз со стороны Турции, настроившейся против всего мира, и пособнических попыток администрации США, направленных на то, чтобы пленарное заседание Конгресса не проголосовало за эту резолюцию, а также ознаменовались редким восторгом армян Диаспоры, порожденным неравной борьбой. Решение №11 парламента Швеции о признании Геноцида, а затем извинения премьер-министра этой страны перед Турцией, просто повысили «ставки».

Между тем, никакого повода для восторга нет.

Армянский народ потерял свыше миллиона своих детей и древнюю родину: на целое поколение раньше создания Рафаэлем Лемкиным термина «геноцид» посол США в Османской империи Генри Моргентау охарактеризовал эту трагедию 1915г. как «уничтожение племени». Национальные архивы США, а также Великобритании, Канады, Франции, Италии и даже Германии - ближайшего союзника Турции того времени, содержат неисчислимые свидетельства очевидцев, дипломатические, консульские и военные документы, которые подтверждают первый Геноцид в новой истории.

Следовательно, на чаше весов, связанных с упоминанием резолюций и заявлений, находятся, в первую очередь, собственная принципиальность западной цивилизации, а не многолетние поиски армян по части признания и возмещения, и даже не длительный курс Турции по позорному отрицанию.

Если президент Обама и госсекретарь Клинтон хотят нарушить прежние обещания и, таким образом, продолжить «реал-политику» предшественников, по сути, превращая  американский образцовый  курс в предмет насмешек, то это их право. Резолюция, как и заявление президента США 24 апреля дают возможность привести в порядок их же, американскую, историю и достойно представить тех американских и европейских послов, консулов, чиновников, занимавшихся вопросами гуманитарной помощи, военнослужащих и миссионеров, которые стали очевидцами и приложили, увы, тщетные усилия для пресечения Геноцида армян. 

Кроме того, подобные инициативы и шантаж, превратившийся в стандарт, а также  содержащая в себе двойной риск реакция Турции только умаляют суть и тяжесть этого некомпенсированного преступления, осуществленного против всего человечества, которым ознаменовалось начало 20-го века. И как внук 4 спасшихся от геноцида людей, я ничего не теряю, если господин Обама, не произнося слово «геноцид», опровергнет собственную историю и выскажется против своей совести. Он сам должен решить, был ли для него, подобно Белому дому, предвыборный девиз «Да, мы можем» самоцелью.  

Для Вашингтона, Анкары и других союзнических столиц настало время открыть несколько существенных истин, независимо от того, самоочевидные они или нет.

1.  Геноцид полностью и окончательно искоренил армян у них же на родине, которая до сих пор находится под турецким господством. Несмотря на начавшееся в Турции движение гражданского общества, направленное на то, чтобы посмотреть в лицо истории, а также на поиск мира, руководство страны продолжает срывать плоды Геноцида. И делает это, квалифицируя использование слова «геноцид» как уголовное преступление,  проводя стратегические трубопроводы через поля, где осуществлялась резня, и вопреки де-юре границе, настаивая на существующей де-факто границе с Арменией, которая была обозначена по Арбитражному решению президента США Вудро Вильсона, изданному в ноябре 1920г. с президентской печатью.  

2. Значит, при установлении дипломатических отношений с современной Республикой Армения у Турции нет ни одного правового основания по своему усмотрению навязывать требования, в числе которых: снятие вопроса признания Геноцида с международной повестки, утверждение существующей границы, являющейся результатом незаконной сделки большевиков с кемалистами в 1921 году, и передача Нагорного Карабаха в дар Азербайджану. Если Анкара действительно желает открыть новую страницу отношений с Ереваном, то должна осуществить это, немедленно положив конец односторонней блокаде Армении, с помощью дипломатических нот, обмена послами и формированием  через них доверия для нахождения справедливого решения многочисленных  двусторонних проблем, повисших в воздухе. Это не может и не должно осуществиться путем подписания и утверждения протоколов, диктующих подобные условия, с таким режимом РА, у которого нет общественного мандата и основных демократических полномочий.

3. Либо два соседних государства должны продвигаться вперед без выдвижения каких-либо предусловий, либо армяне /если турки действительно настаивают на своих условиях/ должны восстановить симметричность процесса и тоже выложить на стол все свои подходы. Эти позиции могут включать в себя такие правовые требования в свете международного права, как: а) признание, раскаяние, поминовение и обучение теме Геноцида; б) всеобъемлющий учет и восстановление армянского культурного наследия; в) гарантированное право наследников жертв и людей, переживших Геноцид, на возвращение; г) возврат жилья и другого имущества их подлинным владельцам или их правопреемникам; д) окончательное уточнение территории и самостоятельный выход к морю. Если стороны предпочтут, и если у них будут соответствующие полномочия, то могут весь «пакет» доверить Международному суду правосудия.  

4. У Турции нет никакого морального основания или повода для лавирования с целью проведения «оккупационной» пропаганды с исключением того момента, что она сама лишила родины армян, курдов, ассирийцев, алеви, греков и киприотов. А что касается Нагорно-Карабахской Республики, чьи конституционные основы прочнее, чем у Косово или Абхазии, то очевидно, что постсталинскую деколонизацию НКР приобрела путем референдума, который соответствовал и международным, и действующим в советские времена законам. И, что самое важное, она вынуждена была защищать эту деколонизацию в ходе войны, развязанной, однако проваленной Азербайджаном, пользующимся поддержкой Турции. Если верховенство закона на самом деле существует, то Арцах заслужил эту независимость, как и право быть признанным путем легитимного освобождения, а не османской манеры оккупации. Сегодня очевидно, что контуры нового военного огня, которые ежедневно в виде угроз появляются в Баку и в строчках заявлений, звучащих из Анкары, могут разрушить хрупкое перемирие, которое соблюдается с 1994 года.

5. Тем не менее, пример Германии и ее самоочищающего раскаяния, компенсации, а затем и поствоенного руководства - удобный старт. Геноцид армян и бездействие мира в плане наказания преступников, породили Холокост. Возвращаясь «на круги своя», Турция и современное поколение этой страны должны пойти по «пути» Германии, пока не поздно.

Сейчас, когда приближается 24 апреля и день американского послания по случаю 95-летия Геноцида армян, простые тезисы, указанные выше, могут придать необходимую глубину проводимой политике и передать более содержательное звучание тем словам, которые мы произносим, тем строкам, которые мы цитируем и тем ценностям, которых мы придерживаемся.

Раффи Ованисян

 

 

Последние материалы этого заголовка