Экономика

06.02.2019 19:50


Программа экономической контрреволюции

Программа экономической контрреволюции

Правительство представило 59-страничную программу своей деятельности. Судя по ее тексту, говорящая об «экономической революции» власть вынесла на суд общественности крайне контрреволюционную программу, и вот почему.

1. Практически нет целевых макроэкономических показателей (уровней безработицы и бедности, хотя бы приблизительного процентного выражения опережающих темпов экспорта по отношению к импорту, размера доходов на душу населения, соотношения ВВП/налоги и др.), то есть практически отсутствуют конкретных измеримые показатели, чтобы впоследствии можно было оценить, были ли исполнены данные обещания.

Единственным более-менее измеримым макропоказателем, который обещано обеспечить, является как минимум 5-процентный ежегодный рост ВВП, который отнюдь не является революционным, так как от предыдущих властей действующие получили темп роста показателя экономической активности на уровне 7,7% (за 2017 год). Если «экономическая революция» должна обеспечить рост ВВП в пределах 5 целевых процентов, то это не революция, в особенности когда, учитывая дефлятор (вычет показателя годовой инфляции), реальный рост ВВП может быть даже на нулевом уровне, если будет зафиксирован рост годового ВВП в пределах 5 процентов.

2. В программе правительства, постоянно говорящего об иммиграции и обещающего устами своего члена население страны в 5 миллионов человек до 2050 года, нет дорожной карты достижения этой цели и предстоящих ежегодной реализации хотя бы приблизительных цифр.

3. Одно из относительно измеримых обещаний дано в главе «ПРЕОДОЛЕНИЕ БЕДНОСТИ, СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ДЕМОГРАФИЯ», согласно которому правительство обещает ликвидировать до 2023 года крайнюю бедность и существенно сократить бедность. Однако вновь не указано, какие целевые показатели нужно ожидать до 2023 года. Если ежегодные показатели не приведены хотя бы приблизительно, то правительство страхует себя до 2023 года от представления отчета по варианту «подождем до 2023 года», то есть «обещанного три года ждут».

4. Тот же вариант избран по части обещания существенно сократить до 2023 года безработицу. Нет дорожной карты, нет годовых показателей.

5. Фактическое отсутствие обязательств касательно зоны стихийного бедствия. Избрана размытая и не предполагающая каких-либо предметных обязательств формулировка «в максимально сжатые сроки обеспечить квартирами нуждающиеся в жилье в результате землетрясения семьи».

6. Относительно сферы здравоохранения говорится о внедрении системы страхования, но нет временных показателей того, когда планируется ее ввести, с помощью каких механизмов и когда в системе завершится данный процесс.

7. Нет каких-либо обязательств касательно процентного к ВВП соотношения средств, которые будут направлены на науку и образование, чтобы стало ясно, насколько реальные шаги правительства соответствуют заявленным желаниям.

8. Укомплектованная в основном молодежью команда власти отвела теме молодежи два абзаца, но вновь без каких-либо конкретных цифр, например, по части программ доступного ипотечного кредитования молодых семей и др.

9. В программе говорящего о «конкурентоспособной и инклюзивной экономике» правительства отсутствует мысль о конкретной политике, направленной на создание биржевых систем хотя бы в обозримом будущем. Есть лишь предложение, в котором говорится о развитии рынка капитала и финансовых институтов, но нет конкретики.

Инклюзивную экономику с активным участием в экономических отношениях наилучшим образом можно развить внедрением биржевой системы. Кроме того, этим способом можно привлекать средства как извне, так и изнутри. Как иначе можно будет привлечь инвестиции?

Я понимаю, что решить эту задачу за один день невозможно, но хотя бы о намерениях и предстоящих в данном направлении шагах стоит заявить, чтобы желания не остались на уровне тостов.

Лучшей, чем внедрение биржевой системы и свободной торговли ценными бумагами, формы инклюзивности с активным участием в экономических отношениях пока не придумано.

10. Ставшие властью бывшие оппозиционеры, обещавшие снижение тарифов на поставляемые населению газ и электроэнергию, «забыли» о своих прежних заявлениях.

11. Обещается, что к 2023 году объем экспорта товаров и услуг должен достигнуть 43-45 процентов по отношению к ВВП. Однако в ежегодном срезе снова нет конкретных обещаний, чтобы на протяжении 5 лет можно было избегать конкретных вопросов и обязательства на них отвечать.

12. Преподносящее «бархатную революцию» в качестве бренда и прогнозирующее на основе этого бренда туристический бум правительство не представило никаких цифр относительно того, какой темп роста количества туристов оно предусматривает в ежегодном срезе и какие шаги предпринимает для обеспечения соответствующей инфраструктуры и стимулирования туризма (например, поощрение строительства небольших и доступных по цене гостиниц, кооперация туристических пакетов с Грузией, рекламные кампании и др.).

13. В целях способствования долгосрочному экономическому росту правительство осуществит снижение бремени прямых налогов за счет повышения косвенных налогов. Постоянно будет повышаться акцизный налог. Это означает непосредственное обложение налогом потребителей и способствование росту цен. Учитывая нынешний уровень бедности, это напрямую противоречит обещанию правительства по снижению уровня бедности, поскольку основной груз косвенного налога ляжет на имеющих низкие доходы потребителей.

14. Обещано уравнение подоходного налога – независимо от уровня дохода, что, на наш взгляд, является нарушением принципа справедливости и направленным против имеющих сравнительно низкие доходы граждан шагом. Правильным является внедрение прогрессивной системы налогообложения. Уравнение предполагает режим пропорционального налогообложения, который является несоразмерным бременем для обладающих низкими доходами граждан. Должна действовать трехступенчатая шкала, чтобы имеющие низкие доходы не оказывались под тем же в процентном соотношении налоговым бременем, что и получающие высокие доходы. С другой стороны, считаю правильным намерение правительства постепенно снизить ставки подоходного налога.

Конечно, внедрение системы прогрессивного налогообложения – вопрос спорный, однако опыт стран с переходной или развивающейся экономикой показывает, что правильным является внедрение системы прямых налогов, в частности, прогрессивной системы подоходного налога.

Это наши предварительные оценки и замечания относительно программы правительства. Впоследствии у нас еще будет немало поводов более детально обратиться к отдельным ее пунктам и положениям.

Со страницы в «Facebook» Андраника Теванян

Последние материалы этого заголовка