Редакционная статья

19.10.2018 10:45


После революции и до внеочередных

После революции и до внеочередных

Имеющие государство нации отличаются от тех, которые им не обладают.

Государство превращает группу людей в народ, а затем – нацию.

Государство – единственный инструмент построения общества из сборища людей.

Государство – наивысшая форма объединения и самоорганизации нации или наций. Ничего друго пока не придумано.

Формула толпы: революция во имя самопорабощения

Философская мысль о разновидностях государства, отношениях государство-общество, общество-человек, государство-человек не породила ничего выше идейных споров Сократа, Платона и Аристотеля.

Разные нации создавали разного качества государства. Если оценивать в плане качественных показателей, на каком уровне находится то или иное государство, то можно сказать, что многие из них не достигли даже школьного возраста.

Французский историк и социолог Гюстав Лебон выше всех оценивал созданные англосаксонскими народами государства. За ними следовали государства континентальной Европы и латинских народов.

Согласно Лебону, чем выше роль толпы в деле построения государства и государственного управления, тем ниже качество данного государства и тем на более низком цивилизационном уровне находится данный народ.

Рациональной мысли и аргументам толпа предпочитает пребывание в заблуждении и иллюзиях, что указывает на невозможность обеспечения прогресса властью толпы.

Лебон утверждал, что доминирование толпы отбрасывает государство в развитии и снижает качество народа. Он видел проблему в образовании и историческом прошлом. Чем ниже политическое сознание народа и чем более порочны идущие из прошлого традиции, тем сильнее народ страдает и выше цену за это платит. Не спасают здесь даже революции. Более того, революции усугубляют проблемы, так как низкий уровень сознания и традиции прошлого постоянно дают о себе знать.

Лебон был убежден, что прошлое каждой нации управляет ее настоящим и предопределяет ее будущее, и для модернизации нужно огромное количество времени. Революции, согласно Лебону, в краткосрочном плане могут привести к резким изменениям, но впоследствии возвращают всё на круги своя и не способствуют модернизации как минимум в обозримом будущем.

Французский ученый посредством историко-сравнительного метода доказывал, что толпы в реальности консервативны и, выходя на борьбу с тиранией, они формируют новую, еще более жесткую деспотию и самопорабощаются.

Меритократия или охлократия?

Основанное на толпе управление низко оценивалось и отвергалось еще древними мыслителями. Охлократия – власть толпы – считалась низшей формой правления, которая очень быстро перерастала в тиранию.

Охлократия может привести к хаосу, который сначала может быть управляемым со стороны дирижирующего толпой, но затем быть приватизированным демагогами и популистами и начать двигаться в обратном направлении. Симпатии и антипатии толпы нестабильны, и в любой момент могут поглотить своего дирижера, найдя ему замену в лице нового кумира.

Создавшие прогрессивные государства нации пошли по пути формирования рациональных бюрократий, научившись до этого на своих и чужих ошибках.

Философия Макса Вебера – основа современного Запада, а в этой основе как раз рациональная бюрократия – меритократия, то есть власть достойных.

Имевшие место революции, реформации, реставрации, просветительские процессы, войны, выборы, экономические отношения и др. учили прогрессивные нации, и они смогли построить современные государства. Современные государства были построены на основе синтеза созданного философами мира и накопленного опыта.

В условиях отсутствия государственности армянский народ, к сожалению, остался безучастен к подобным процессам и отсутствовал на многих важных уроках, касающихся государства. И сейчас мы вынуждены только-только проходить то, что было давно пройдено другими, к тому же в 21 веке интернета и с повторением чужих ошибок. Между тем как велосипеда заново изобретать не нужно. Необходимо взять мировой опыт и локализовать его.

Многие другие нации своё уже отвоевали, а мы лишь начинаем свою борьбу, которая еще предстоит. И дабы не получить в ходе болезненные удары, нужно научиться на чужих ошибках и сделать из них соответствующие выводы.

Как нация, мы обладаем намного более древним, чем у многих других наций, паспортом, но как нация с государственностью мы находимся в дошкольном возрасте. Это должно нас не комплексовать, а заставить остепениться и думая идти дальше. Проблема в том, что очень часто мы не только не хотим использовать опыт других, но и не знаем о его существовании.

Где мы?

Армянский народ столетиями не имел государственности, что оставило свой отпечаток на сегодняшнем государстве. Согласно модели Лебона, прошлое распоряжается нашим настоящим и предопределяет будущее.

Если считать состоявшиеся государства старшеклассниками или студентами, то нужно будет констатировать, что РА всё еще в детском саду. Огорчаться этому не нужно. Этот факт нужно принять к сведению, и предпринять шаги для достижения государственных наций зрелого возраста.

В результате движения 88-го мы восстановили независимость нашей страны и подали заявку на попадание в высшую лигу наций.

Энергетика движения была столь высокой, что нам впервые удалось выйти из войны с территориальными приобретениями.

Карабахскую войну мы выиграли, но проиграли в деле государственного строительства, проиграли сами себе, став во внутренней жизни бесплодными, так как политическая элита (власть и оппозиция) не реализовала свою функцию по превращению нашего народа в политическую и государственную нацию.

#С УМОМ

Произошедшая в Армении смена власти или, как принято говорить, «бархатная революция», пробудила во многих надежду, что мы станем нормальным государством.

Конечно, время покажет и, как всегда, расставит всё по своим местам, но до этого нужно заметить, что мы в апреле этого года нашли в себе столько духа, чтобы отвергнуть старое, но не нашли столько ума, чтобы не допустить повторения старого или его разновидности.

Каждый сдал свое «я» одному человеку, и сейчас ожидает чуда. Неужели можно быть настолько безответственными? Ну ничего, еще вырастем, пойдем в школу и научимся, что чудеса бывают лишь в сказках, что волшебная палочка есть лишь у фей, что от изменения формы рабства само явление не исчезает, что пока не будешь руководствоваться рационально-эгоистическим «я», общественное «мы» прогресса не достигнет, что пока не станешь государственной нацией, не будешь иметь нормального государства и даже будешь стоять перед угрозой потери государственности, что…

Ничего, время расставит всё по своим местам, и мы научимся, что революцию, пожалуй, и можно осуществлять с духом, но государство нужно строить и развивать С УМОМ.

Андраник Теванян

директор исследовательского института «Политэкономия»

Последние материалы этого заголовка