Интервью

02.03.2010 09:04


Карен Ханларян

Карен Ханларян

Интервью с редактором официальной газеты АРФД «Дрошак» Кареном Ханларяном

-Как Вы оцениваете ситуацию спустя два года после событий 1-го марта 2008 года?

-Спустя два года нетрудно заметить, что еще не успели всей нацией дать предметную оценку событиям того дня. Конечно же, этот факт нежелателен. Представьте, что китайский студент политологии или исторических наук ищет в сети информацию о событиях, связанных с последними президентскими выборами в РА. Вероятно кроме нескольких отрывистых субъективных и противоречивых сообщений, ничего другого не найдет. Оценка событий 1-го марта, особенно политическая, уже является необходимостью.

-Как Вы считаете насколько удалось ослабить напряженность?

-Считаю, что напряженность, в достаточной мере ослабла. Но я сомневаюсь, что наша политическое поле находится в нормальной ситуации. Отсутствие напряженности, само по себе, еще не может считаться положительным знаком, поскольку идеологии еще не лежат в основе позиций,  конфронтации и борьбы политических сил. По положению на данный момент почти невозможно очертить существенные различия между исполнительной властью и внепарламентской оппозицией в области убеждений и системы ценностей. В сфере внешней политики обе стороны выступают за имеющиеся дипломатические подходы. Обе стороны в социальных вопросах теоретические верят в «свободные рыночные» отношения. В сфере же внутренней политики они оба если даже сегодня выступают с различных позиций и озвучивают противоположные мнения, то своим прошлым и деятельностью достаточно похожи друг на друга, особенно на уровне веры в демократические ценности и своим поверхностным подходом.

-В конце концов, когда и в каких условиях должна исчезнуть атмосфера напряженности, она же не может оставаться бесконечно, где произойдет «взрыв» ?

-При условии, что не помешает безопасности страны и общественному порядку, политическая напряженность не вредное явление и может оздоровить политическое поле. В этом плане события 1-го и 2-го марта, будучи трагическими, могут быть крайне назидательными и в нашей политической культуре рассматриваться как значительный опыт политической борьбы. «Взрыв» происходит там, где не сформировано гражданское общество. Наличие демократических законов и механизмов не является достаточным условием для того чтобы избежать взрывоопасных ситуаций. В полноценном гражданском обществе часто удается предотвратить вероятный взрыв или точнее перевести русло энергии вероятного взрыва в направлении самой цели.

- Сегодня АРФД Дашнакцутюн находится в оппозиционном поле, однако в основном он оппозиционен в вопросе внешней политики и в качестве веления времени не рассматривает отставку власти. Другая оппозиционная часть, в частности, АНК, в большинстве не противясь внешней политике, категорически требует отставки властей. Обществу постоянно представляют понятия лживой и реальной оппозиции. В конце концов, в условиях власти, какова должна быть оппозиция, какими принципами должна она руководствоваться?

- Армянская революционная федерация Дашнакцутюн вышла из коалиции, объявив себя полноценной оппозицией. На этой основе Дашнакцутюн разработал себе направления деятельности Армении и опубликовал в октябре 2009-ого года, в качестве документа-платформы. Это пакет содержит не только вопросы, касающиеся национальных и политических вопросов, но и многочисленные предложения по разрешению социальных проблем. В социальном блоке направлений наличествуют социалистические современные идеологии и подходы, такие как обеспечение эффективного, бесплатного общего образования, равной, всеобщей досягаемости медицинских услуг, или полная реализация права на работу, и соответствие минимальной временной трудовой ставки как минимум половине временной ставке средней зарплаты в стране и т.д.

Во всяком случае, думаю, что реальная оппозиция не та, которая в обществе постоянно выступает безответственными призывами чрезвычайной смены власти и пытается направить  общество в чрезвычайные, «взрывоопасные» ситуации. Реальная оппозиция та, которая обсуждает реалистичные системные изменений и в соответствии с этим предлагает свои подходы и идеи, информирует общество об этом, и ведет народ к демократическим решениям. Необходимо, хотя бы в данном случае различить слова экстремизм и радикальность и уточнить наши представления. Различие между экстремизмом и радикальностью столько, сколько между авантюризмом и истинной, настоящей революционностью. Мы нуждаемся в  радикальной, а не экстремистской оппозиции. То есть, такую взвешенную оппозицию, которая далека от экстремистских шумов, на революционной основе стремится к радикальным, системным   изменениям и реформам, организовывает и формирует истинное общественное движение.

Придя к тому вопросу, какая из оппозиционных сил реальная, а какая лживая, можно сказать, что в этом запросе наличествует одна надуманная пропагандистская уловка, которая не раз возникала во время общественного обсуждения «армяно-турецкого» вопроса.

Желаю вернуться к этой уловке и охарактеризовать ее следующим образом: когда Дашнакцутюн для озвучивания своей принципиальной критики прибегал к публичной акции, властные пропагандистские машины с целью нейтрализации критики и придания ей узко националистического характера многочисленными намеками со стороны пытались притвориться, что эти акции в конечном счете согласованы с политикой властей. Экстремистская оппозиция, озабоченная потерять собравшуюся вокруг нее массу, не упускала повода и ежедневно реагировала на сомнения, посеянные проправительственными средствами массовой информации, говоря в свою очередь, что якобы Дашнакцутюн всего лишь выполняет заказ властей.

Подытожу, здесь  есть вопрос не лживой или реальной оппозиции, а экстремистской и радикальной.

Ваши прогнозы относительно внутренней и внешней политики?

-В ближайшее время вопрос взаимосвязанности внутренней и внешней политики даст о себе знать. Это постепенно приведет к перестановке властного и оппозиционного полей, тем более, когда какой-либо документ армяно-азербайджанского «примирения» будет представлен армянской дипломатии на подписание. Считаю, что нынешний армяно-турецкий дуэт подходит к своему логическому концу. Судя по подходам политических кругов Турции, кажется, что сейчас заветным желанием Турции является закончить танец в ближайшем будущем оговоркой армянской стороны, а не окончанием музыки. В этом смысле решение КС было первым предлогом, который конечно не удался. Сейчас турки ищут другие причины.

Беседу вела Арпи Бегларян

Последние материалы этого заголовка