Редакционная статья

17.12.2010 17:09


О причинах отставки Гагика Бегларяна и предстоящих процессах

О причинах отставки Гагика Бегларяна и предстоящих процессах

Властный агитпроп преподносит связанные с бывшим мэром Еревана Гагиком Бегларяном события как борьбу Сержа Саргсяна против неприемлемых и нестерпимых явлений, однако это вовсе не так, поскольку в системе государственного управления есть множество примеров применения двойных стандартов. Кроме того, широкие слои общества так и не были оповещены о деталях связанных с Бегларяном событий: всё было на уровне сплетен.

Несомненно, нестерпимо, когда проблемы решают внезаконным путем, но в десять раз хуже, когда становятся президентом и узурпируют власть ценой гибели людей и фальсификации выборов. Так что, давайте оставим в стороне демагогию агитпропа и рассмотрим разворачивающиеся вокруг Еревана события и «постдоминговые» процессы в иной - реальной плоскости.

Атака на систему местного самоуправления

Анализируя развития событий сугубо в институциональном плане, можем констатировать, что саргсяновская команда, быть может, осознанно, уничтожила в эти дни Ереван в качестве звена системы местного самоуправления, поскольку он, действительно, самоуправлялся. Говорить о демократии и, в то же время, уничтожать систему местного управления - то же самое, что говорить о рыночной экономике и, в то же время, поощрять искусственные монополии. Если рассмотрим явления в этом срезе, то станет ясно, что произошедший 4-го декабря с участием Гагика Бегларяна инцидент был всего лишь поводом, чтобы для С. Саргсяна «подобные» явления стали нестерпимыми. А главная причина выведения Бегларяна из игры, по моему глубокому убеждению, заключалась в том, что он был самостоятельной фигурой, что не укладывалось в логику модели «экономика одного олигарха» «гибкого» лидера РПА. Я не говорю о том, хорошей или плохой самостоятельной фигурой был Бегларян. Оставим этот вопрос. Я говорю, что он был самостоятельным, а это, действительно, непозволительное и нестерпимое явление для столь морально слабого, закомплексованного и, в то же время, алчного человека, как Серж Саргсян.

Можно критиковать мэра Гагика Бегларяна, можно хвалить его деятельность, но одно неопровержимо: он стал отдельным полюсом внутри власти, что означало также самостоятельное распоряжение экономическим и финансовым полем Еревана. А экономика Еревана является очень важным фактором, что в дальнейшем могло стать источником политической капитализации. Вот это и не умещалось в программы С. Саргсяна, и Бегларяну не было прощено то, что простили бы любому министру, губернатору и мэру, если последние не были бы самостоятельными фигурами и давали бы пощечину кому угодно.

Стремящийся к туркменбашизму «любитель футбола» не мог стерпеть самостоятельного главу представляющей собой половину Армении столицы, независимо от того обстоятельства, кто является этим самостоятельным игроком. То есть, Бегларян оказался в «черном списке» Саргсяна очень давно, а Пласидо Доминго всего лишь оказался в нужное время, в нужном месте. Аннушка масло уже пролила.

И вообще, в «черный список» Саргсяна занесены все те люди, с чьей помощью он стал президентом, все те люди, которые будут стремиться проявить самостоятельность, и все те люди, которые владеют определенными финансовыми ресурсами, фактически, все слои национальной буржуазии. Иными словами, в РА к власти пришли необольшевики, которые являются безыдейными вульгарными материалистами и во имя власти готовы на всё. 

Бегларян был одним из тех представителей власти, который, применяя все возможные методы, поднялся по внутриклановой лестнице своими собственными силами. Свое место на первой позиции пропорционального списка участвовавшей на выборах в Совет старейшин РПА, Бегларян заработал пройденным им путем, и можно сказать, что он не был обязан Сержу Саргсяну за должность мэра. Как раз наоборот, это Саргсян частично был обязан Бегларяну за то, что стал президентом, что, фактически, ему не было прощено.

По варианту «Я тебе, ты мне» Бегларян достиг того, что назначение его мэром уже не зависело от решения Саргсяна.

Посмотрите: в 2009г. у Саргсяна не было другого выбора, как смириться с Бегларяном на первом месте списка РПА на выборах в Совет старейшин Еревана и, следовательно, на должности мэра, поскольку в то время еще сохранялась инерция президентских выборов 2008г. и Левон Тер-Петросян претендовал на то, чтобы взяв Ереван, разделить пирамиду власти и пойти на полную смену власти. Нужен был кто-то, кто на этом этапе смог бы встать на пути у «уличной» оппозиции, не важно, каким образом. В этом плане, на тот момент Бегларян был для Саргсяна незаменим. Иными словами, претензии Бегларяна на то, чтобы стать мэром были созвучны желанию Саргсяна удержать президентское кресло. 

После ереванских выборов каждая из сторон взяла свое и считала, что не обязана другой стороне. Так думал Бегларян и считал себя преданным товарищем Саргсяна по команде, но проблема в том, что Саргсян так не думал. В подобных случаях принято говорить, что политика аморальна (если, конечно, ей занимаются люди, у которых хромает моральная характеристика).

Сейчас уже не чувствуя угрозы от тер-петросяновской оппозиции, Саргсян решил прибегнуть к частичному развалу внутривластной пирамиды, преследуя задачу «кинуть» самостоятельного мэра и взять в свои руки финансовые потоки Еревана. С устранением Бегларяна сейчас уже вторая, экономическая задача, становится разрешимой, тем более, если учтем, что другие члены списка РПА на выборах в Совет старейшин столь «бессловесные» прислужники, что уже можно забыть о Ереване, как о самоуправляемом органе. Отныне Ереван полностью будет управляться из президентской резиденции, со всеми вытекающими из этого антидемократическими последствиями.

Если заметили, об органе местного самоуправления Еревана, Совете старейшин, и избрании из его состава градоначальника говорили (говорят) все, кроме членов Совета старейшин столицы. А это показывает, что пополнение столицы рабски покорными «интеллигентами» было всего лишь завесой, за которой в те дни власти пытались сокрыть свою туркменбашистскую сущность и, в то же время, «минировали» Бегларяна и всех остальных потенциальных мэров.

Позволю себе прогнозировать, что новый мэр Еревана Карен Карапетян тоже скоро сцепиться с президентским аппаратом, если, конечно, решит быть самостоятельным мэром. И чтобы Карапетян не пытался даже думать о самостоятельности, его уже подвергли психологической атаке, до последнего момента оставляя в обращении кандидатуру Тарона Маргаряна, чтобы действующий вице-мэр постоянно дышал в спину К. Карапетяна, а бывший директор «АрмРосгазпрома» понял, что он не незаменим. То есть, была применена модель «разделяй и властвуй». 

Фактически, Серж Саргсян сделал всё, чтобы орган местного самоуправления Еревана превратился из избираемого в назначаемый. Вот вам яркий пример антиконституционного «реформирования» в исполнении борцов против «нестерпимых и неприемлемых» явлений.

Что касается других членов Совета старейшин, то они, в случае необходимости, исполнят роль направляемой из президентского дворца покорной дубинки и против К. Карапетяна, и против Т. Маргаряна.

Так же, как во времена Советского союза писатели и актеры оказывались в Верховном совете и исполняли роль компостера по части утверждения решений коммунистического политбюро, так и именуемые сегодня интеллигентами «колхозницы» и «трактористы» исполняют для Сержа Саргсяна в Совете старейшин роль «четвероногих» из «фермы животных». На «бессловесных» всего лишь возложена функция по обеспечению «цивильного» вида правящего класса, что они делают с покорностью осла.

Какой тип мышления у Сержа Саргсяна?

Если для удержания власти необходимо выставить Геноцид армян на аукцион, то возглавляемый Саргсяном необольшевистский режим готов к этому. Если для удержания власти необходимо выставить на аукцион Карабах, то и к этому готова команда «инициаторов». Единственной их целью является централизация денег и власти, в рамках реализации которой в почете лишь подвергнутые инфляции слабовольные люди и предавшие свои команды деятели. Не случайно, что одним из любимчиков Сержа Саргсяна является секретарь Совбеза Артур Багдасарян, чья судьба полностью находится в кармане «любителя футбола».

Статус любимого имеет и прозванный Саргсяном «пустым барабаном» Арташес Гегамян, который имеет возможность донести свой отрывистый голос до телезрителя лишь во времена этой власти, а потому готов служить ей до конца.

Ну а премьер-министр Тигран Саркисян - просто находка для «армянского туркменбаши». Премьера в прямом смысле слова ненавидит большая часть армянского бизнес-сообщества, а это очень ценно для президента РА. И самое главное, что Т. Саркисян лишен самостоятельности.

Учитывая всё это, можно уверенно утверждать, что одной из основных мишеней Сержа Саргсяна сейчас является глава партии «Процветающая Армения» Гагик Царукян, который  всеми способами подчеркивает свою самостоятельность.

Удостоится ли Царукян судьбы Бегларяна?

У меня был повод писать, что для Сержа Саргсяна не существует своих. Точнее, есть, но это не те люди, которых широкие круги общества считают окружением президента РА.

Своими Сержа Саргсяна можно считать членов его семьи, тех, кого натравляют на «своих» и исполняющих роль инструментов для построения туркменбашизма (Тигран Саркисян, Ишхан Закарян, Виктор Даллакян и другие подобные лица). Все остальные, у которых есть деньги (начиная с малого бизнеса, заканчивая крупным), являются классовыми врагами саргсяновкого режима, независимо от того обстоятельства, какие отношения имеют с нашим «инициативным» президентом. Саргсян положил глаз на собственность каждого, и если сегодня некоторые не впали в немилость, то это еще не означает, что завтра тоже продолжат поглощать малый и средний бизнес и спокойно жить (привет Самвелу Алексаняну!).

«Своим» Саргсяна кажется, что если подобно куликам будут хвалить болото и будут постоянно публично восхвалять «мудрые» действия президента, то им ничего не будет угрожать. Но они глубоко ошибаются: подобное поведение очень неправильно и опасно даже для тех, кто имеет большую долю самостоятельности.

Есть известная фраза: «если ты не занимаешься политикой, то политика занимается тобой». Думаю, что сейчас Бегларян хорошо понимает весь смысл этих слов. Должны хорошо представлять и все остальные «свои» Саргсяна. 

К примеру, Гагик Бегларян как хозяйственник был самостоятельным, но в политическом плане, полностью ориентировался на Сержа Саргсяна и лишил себя возможности маневрировать, что ослабило и сделало легкоуязвимым бывшего мэра Еревана. Отсюда вывод: если в вопросе управления экономикой в какой-либо сфере самостоятелен, но в политическом плане - нет, то тебя легко лишить экономической самостоятельности, и в дальнейшем не сможешь прибегнуть даже к самозащите и противостоять «мутиловкам».

Власти сейчас стремятся при помощи информационной диверсии, организованной подконтрольными им СМИ, а также закулисных рычагов заставить Царукяна, чтобы он объявил, что в 2013г. будет поддерживать кандидатуру Саргсяна. Ясно, что если Царукян заявит подобное, то удостоится судьбы Гагика Бегларяна. Публичное заявление партии «Процветающая Армения» о поддержке Сержа Саргсяна станет политическим самоубийством, после которого «киллерам» из президентского дворца уже не представит никакой сложности найти «предлог Доминго» и бороться против «подобных нестерпимых» явлений. Иными словами, с Саргсяном нельзя проводить «инициативную» политику.

И вообще, «инициативность» в саргсяновском стиле (фактически, капитулянтство и бесхребетность) является глупостью. Подобно тому, как Эрдоган по полной программе «поставил на колени» нашего «инициатора», так и Саргсян сделает то же самое с играющими с ним в «инициативность». Царукян очень хорошо понимает это, и, быть может, попытается противостоять всем давлениям. Иного варианта у него просто нет, поскольку, в таком случае, он стал бы очередной жертвой алчности властей.

Есть ряд факторов, которые показывают, что связанные с Царукяном развития событий определенным образом будут отличаться от событий вокруг Бегларяна.

В отличие от Бегларяна, Царукян и самостоятелен, и формально является коллегой Саргсяна по коалиции, и представляет собой отдельную экономическую единицу, но, в то же время, смог публично сохранять политическую дистанцию от «любителя футбола», отделившись от тигрансаркисяновской маразматической экономической политики и не заявляя о поддержки Саргсяна в будущем, что делает его более защищенным во всех отношениях, обеспечивая широкое поле для тактических и стратегических действий.

Власти, несомненно, всеми возможными способами будут стремиться лишить Царукяна подобной самостоятельности.

Саргсяновские программы по построению «экономики одного олигарха» сейчас преподносятся армянскому народу под большевистским лозунгом «Пока не избавимся от олигархов, эта страна нормальной не станет». Однако понятно, что это ложная идея, за которой скрывается задача передела и сверхцентрализации собственности.

Конечно, из сказанного не нужно делать вывод, что лучше, чтобы осталась сегодняшняя система. Это невозможно ни по объективным, ни по субъективным причинам. Экономическая система своих уже изжила себя, и запущен механизм самоуничтожения. Вопрос в том, что мы получим после уничтожения экономики 20-30 семей и как сделать, чтобы параллельно с самоуничтожением системы не погибло и государство?

Саргсян предлагает заменить 20-30 семей одной, что неприемлемо и нужно всеми способами бороться против этого. Любящий общаться с Абдуллой Гюлем на земле и в воздухе желает построить гораздо более грязную и антигосударственную систему, чем та, которая есть сегодня. Идеалом «любителя футбола» является экономика одного человека - туркменбаши. Он выступает против бесконтрольной и повсеместной коррупции, но является сторонником создания максимально контролируемой коррупционной системы «единое окно», которая демагогическим образом преподносится как «борьба против теневой экономики». 

Инструментом коррупционной системы «единое окно» будет неконтролируемая обществом и осуществляемая за счет поколений политика расходования «триллионного» бюджета и получения кредитов извне, свидетелями чего все мы являемся.

Если, в случае с 20-30 семьями, было квазиконкурентное поле, что мы многократно критиковали, то сейчас Саргсян идет по пути формирования еще более грязной - «легальной» коррупционной системы.

Что делать?

Нужно успеть организоваться, а иначе боюсь, что вследствие действий объявивших войну против собственности этих необольшевиков  страна может развалиться изнутри, не выдержав экономических давлений и оттока капитала.

Из мирового опыта известно, что борющиеся против частной собственности режимы рано или поздно становились причинами развала возглавляемого ими государства. Иными словами, проводимая Саргсяном политика угрожает безопасности Республики Армения больше, чем возможное нападение внешнего противника. Поэтому необходимо создать широкую политическую консолидацию, сформировать новую расстановку политического поля, пойти на полноценную смену власти и формирование новых политико-экономических отношений, в условиях которых будет исключен передел собственности, бизнес и власть будут отделены друг от друга, и мы сможем создать качественно Новую Армению. Вот это и есть первоочередная задача политической повестки Республики Армения.

Андраник Теванян

P.S. Постоянным читателям данной рубрики советую перечитать близкую по тематике серию статей «Когда окончится политико-экономический кризис РА?».

 

Последние материалы этого заголовка