Интервью

20.02.2012 15:52


Амаяк Ованнисян

Амаяк Ованнисян

Интервью с председателем Союза политологов Армении Амаяком Ованнисяном

-Когда зять Сержа Саргсяна Микаел Минасян перешел из президентского аппарата в штаб РПА, было отмечено, что это преследует целью проведение беспрецедентных в качественном плане новых выборов. Показали ли выборы мэра в Раздане, что отмеченные властями качественно новые выборы будут лишь в плане масштабности фальсификаций и что власти не готовятся уступить своих позиций во время парламентских выборов и прибегнут ко всем возможным фальсификациям?  

-Вовлечение президентского аппарата в парламентские выборы весьма беспокоит. Переход зятя Саржа Саргсяна Микаела Минасяна с поста замглавы аппарата президента в штаб РПА беспокоит, поскольку президентский институт, согласно Конституции,  должен быть самостоятельной ветвью и противовесом партийной раздробленности, создавая равные для всех партий правила игры. Фактически, президентский институт вовлекается в выборы как заинтересованная сторона, вместо того, чтобы выступать на них в качестве арбитра.    

-То есть, мы не можем быть уверены в том, что выборы не будут сфальсифицированы?

-Они могли надеяться на то, что их заверения будут восприняты обществом серьезно только в одном случае – если показали бы, что президентское крыло власти готово гарантировать единые, равные для всех правила игры. Для этого же необходимо было, чтобы президентский институт не вовлекался в парламентские выборы.  

-С чем можно сравнить возможное участие Сержа Саргсяна в парламентских выборах?

-Это сродни тому эпизоду из мировой истории, когда Комод сразился с Максимусом, полагаясь на нечестные методы борьбы. Спустившись с президентского подиума и участвуя в гладиаторских боях (в борьбе между партиями), Серж Саргсян ставит под угрозу не только перспективу своего переизбрания на второй срок, но и сам президентский институт. Это может создать достаточно опасный прецедент  и нанести серьезный урон делу государственного строительства.   

-Расскажите подробно о причинах.

-В течение 20-летней истории новонезависимого государства сформировались традиции, в том числе – дурные, но есть также одна положительная традиция – президенты воздерживались от вовлечения в парламентские выборы. Этим было обусловлено то, что парламентские выборы у нас проходили сравнительно спокойнее, чем президентские, и за парламентскими выборами не следовали потрясения, как в случае с президентскими.   

-Фактически, можно сказать, что в мае этого года мы будем формировать не парламент, а, по большому счету, выберем президента?

  

-Опасность таких комментариев объективно существует, и именно так и будут пытаться комментировать. Президент должен выступать не в качестве председателя одной партии, пускай даже мощной и имеющей множество членов, а должен быть и оставаться на позициях президента всего армянства.  Именно здесь партийный интерес – сохранить любой ценой свою власть – вступает в вопиющий конфликт с целью Сержа Саргсяна создать накануне президентских выборов имидж президента всех армян, и это мешает политической перспективе лидера данной партии. Серж Саргсян должен принять правильное решение, которое будет предполагать отказ от участия в парламентских выборах.   

-А может он вынужденно участвует в них, так как, если список возглавит, скажем, Тигран Саркисян, то РПА наберет меньше голосов?

-На парламентских выборах РПА, как правящая сила, обладает административным ресурсом и имеет преимущество – мажоритарную систему. Если даже РПА уступит ППА и наберет, например, 30% голосов, но будет иметь 35 мажоритарных мест, то она сможет в одиночку сформировать парламентское большинство и единолично принимать в НС решения. Этого преимущества у РПА нет на президентских выборах. Здесь действует одна система выборов. Если же принимать в расчет соцопросы (я имею в виду не Агарона Адибекяна, а проведенные серьезными международными организациями соцопросы),  то рейтинг Гагика Царукяна сегодня даже на 2% больше, чем у Сержа Саргсяна. То есть, если Серж Саргсян лишит себя преимущества представляться в качестве президента всех армян, то он не сможет получить преимущества и в отношении возможных кандидатов. Есть еще одно обстоятельство: если Серж Саргсян не примет участия в парламентских выборах и возьмет на себя роль верховного арбитра, то участие Левона Тер-Петросяна на выборах во главе списка Армянского национального конгресса станет весьма уязвимым. Следовательно, президентский институт должен обеспечить свой нейтралитет, что предполагает неучастие президента в парламентских выборах и позиционирование в роли президента всех армян, а не в качестве гаранта сохранения имеющейся у РПА     монополии.

Беседу вела Арегназ Манукян

Последние материалы этого заголовка